Поиск

От Театральной площади до площади Горького



Б.Покровская, 12 – Ресторан Розановых

В начале XIX века здесь стоял дом купца А.С. Остатошникова, представляющий собой небольшой двухэтажный особняк в классическом стиле. Первый этаж был отведен под магазин, а второй предназначался для сдачи комнат в аренду.

В магазине шла торговля «дамскими товарами, некоторыми принадлежностями мужского туалета», а также табаком и сигарами.

В 1905 году первый этаж дома переходит к новым владельцам - купцам братьям Розановым. Архитектор Дмитрий Александрович Вернер реконструирует нижний этаж дома под ресторан, создав яркое произведение в стиле модерн (у подножия одного из простенков под слоем штукатурки не так давно удалось обнаружить фамилию архитектора, автора реконструкции). Верхний этаж дома сохраняет прежний декор, в то время как в нижнем устраивают большие зеркальные окна-витрины, защищенные кованой решеткой. Между окнами на стенах изображены три гигантские хризантемы, в интерьере также преобладают цветочные мотивы. Помещение было разделено на две части круглой аркой, в которую вписаны две колонны, декорированные цветами. Над аркой среди экзотических растений "проплывают" лепные лебеди.



Предполагалось, что в ресторане будет собираться богемная публика. Над входной дверью появляется круглый синий фонарь. Над этим фонарем распростерла свои крылья фантастическая ночная птица с кривым хищным клювом, напоминающая филина.

Атмосфера утонченной роскоши пришлась по вкусу благородной нижегородской публике, заведение процветало. Сюда заходили театралы - после спектакля выпить шампанского и обсудить последнюю постановку. Здесь отмечали успехи в судебных делах. Сюда на чашечку кофе заглядывали светские дамы, утомленные походом по модным магазинам. А ещё поговаривали, что в ресторане Розановых собирались члены нижегородской масонской ложи «Вновь Возженного Светильника при Трех Колоннах». И что хризантемы – это совсем не хризантемы, а астры – символ масонского «Союза Астреи». А хищная птица и круглый фонарь над входом – это филин, держащий в своих когтях землю. Символ масонской мудрости и могущества.



Сейчас здесь располагается бургерная с дизайном, одинаковым для всех городов присутствия. Внутренние интерьеры заложены фанерой. Синий фонарь над входом закрашен.

Б.Покровская, 17 - Здание Окружного суда (Нижегородский областной суд)

Здание Окружного суда — памятник градостроительства и архитектуры федерального значения в историческом центре Нижнего Новгорода. Построено в 1889-1896 годах. Автор проекта — нижегородский губернский архитектор В. Н. Брюхатов. Является одним из лучших образцов архитектуры эклектики в городе, в основном сохранило первоначальный вид.

До 1833 года на этом месте стоял дом нижегородского военного губернатора. Дом этот видел немало именитых гостей. Именно в нём в 1833 году, прибыв в Нижний Новгород, остановился Император Николай I. Надо сказать, что ночь, которую государь провёл в этом доме, стала судьбоносной для быта наших губернаторов. Покровка того времени – главная транспортная артерия, по которой шли обозы с товаром на ярмарку со стороны Москвы, Мурома, Арзамаса. Из-за грохота колес, ржания лошадей и отборной брани венценосец так и не смог уснуть. Говорят, что именно после такого конфуза резиденцию губернатора было решено перенести с главной улицы города в Кремль.

В доме нижегородского губернатора произошла еще одна интересная встреча. В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин был в гостях у губернатора М.П. Бутурлина. Александр Сергеевич, находясь в Нижнем Новгороде проездом, «квартировал, – по воспоминаниям современников поэта, – в номерах Деулина на Благовещенской площади» (ныне площади Минина). Пушкин направлялся в Оренбург за материалом для «Истории пугачёвского бунта».

Тридцатичетырёхлетний гость из столицы, в модном платье, с хорошими манерами и превосходно поставленной речью, был принят Бутурлиным и его супругой, Анной Петровной, за важного чиновника, который наверняка приехал с ревизией или секретным поручением. Визит вежливости, нанесённый Пушкиным 2 сентября 1833 года, обернулся приглашением на званый обед в следующий же день. По выезде гостя из города Бутурлин послал курьера к оренбургскому губернатору Василию Алексеевичу Перовскому с письмом-предупреждением о том, что в Оренбург едет ревизор. Это письмо Перовский, давний приятель Пушкина, покажет поэту, а тот в свою очередь, потом перескажет другому писателю – Николаю Васильевичу Гоголю, который использует рассказанную историю как сюжет для новой пьесы - «Ревизор».

Когда губернаторская резиденция переместилась в кремль, дом обветшал, и на его месте к Всероссийской выставке 1896 года было построено новое здание в стиле классицизма по проекту губернского архитектора Василия Ниловича Брюхатова. Первое время здание использовалось под гостиницу для почетных гостей. Судя по путеводителю 1896 года, в гостинице «Центральной» было 50 номеров, большой зал ресторана с отдельными кабинетами и зал собраний.

После же выставки сюда въехал суд, и до сих пор здание не меняет своего назначения. Здание почти полностью сохранило свой первоначальный внешний архитектурный облик, а также исторические интерьеры главных помещений.

Именно здесь шли громкие политические процессы начала ХХ века, в том числе в 1902 году по делу Петра Заломова, прототипа Павла Власова - главного романа Максима Горького «Мать».


Б.Покровская, 18 - Дворянское собрание и Александровский дворянский банк (ДК им. Свердлова)

После издания императрицей Екатериной II указа о вольностях дворянству в Нижнем Новгороде начали проводиться съезды местных помещиков на регулярной основе, а для ведения дел учреждена специальная канцелярия. Деятельность новых учреждений оживлялась осенью — зимой, так как дворяне завершали сельскохозяйственный сезон и из усадеб перемещались в город, где устраивались балы, спектакли и концерты. В XVIII — начале XIX веков культурные и светские мероприятия проводились в залах присутственных мест в Кремле, в Главном народном училище и театре Н. Г. Шаховского. В тот период дворянское сословие города ввело сбор средств для возведения собственного административного здания.

В 1815 году предводитель нижегородского дворянства Г. А. Грузинский обратился к известному арзамасскому архитектору М. П. Коринфскому с просьбой составить проект нового здания. 7 августа 1816 года план-фасады отправили на рассмотрение в Санкт-Петербург, но Совет Академии художеств их отверг. По проекту предполагалось возвести огромное здание с открытым вовнутрь куполом на колоннаде, отопление которого не могло осуществляться в условиях русской зимы.

За новый проект в декабре 1821 года взялся губернский архитектор И. Е. Ефимов. В 1822 году план-фасады были готовы и утверждены. 24 мая 1823 года состоялась закладка фундамента, а к концу 1826 года дом под надзором автора проекта был отделан. Уже 6 декабря в нём состоялся первый бал. После завершения строительства бывшая Воскресенской улица стала именоваться Дворянской (современная Октябрьская).

Внутри два этажа объединяла парадная мраморная лестница, а между ее маршами располагалось огромное зеркало. В здании были две гостиные, столовая, буфет, колонный зал для гостей. Любой желающий мог свободно зайти в Дворянское собрание.

На протяжении истории в здании побывали многие выдающиеся люди: декабристы И. А. Анненков, А. Н. Муравьёв, В. И. Белавин, деятели культуры и искусства А. Д. Улыбышев, Н. А. Добролюбов, Т. Г. Шевченко. В колонном зале был зачитан Манифест об отмене крепостного права, здесь же впервые в Нижнем Новгороде исполнен «Реквием» Моцарта (дирижёр А. Д. Улыбышев), проходили концерты М. А. Балакирева, действовала художественная школа, устраивались художественно-архитектурные выставки и спектакли.

Собрание нижегородских дворян разбирало прошения, выдавало свидетельства Сената о причислении к дворянскому званию, назначало и выдавало жалование служащим, занималось определением дворян на службу и их увольнением, проводило выборы уездных предводителей дворянства, должностных лиц местной администрации и суда, делало представления правительству о своих пользах и нуждах, разбирало имущественные и другие споры, имело свой дворянский суд чести.

Здесь же чествовали российских императоров во время их посещений Нижнего Новгорода.

Со стороны Большой Покровской в доме был открыт Александровский дворянский банк. Целью банка и его основной задачей было оказание помощи дворянству Нижегородской губернии в поддержании помещичьего землевладения. Занимался дворянский банк и благотворительностью: поддержка неимущих дворян, выдача пособий для обучения дворянской молодежи, содержание Александровского дворянского института и пр. Однако банк обеспечивал пособиями и нижних воинских чинов из бывших крепостных людей нижегородских помещичьих имений.

К открытию Всероссийской художественно-промышленной выставки рядом с домом Дворянского собрания был разбит городской сад, проложены дорожки, поставлены беседки (в наши дни сквер снова благоустроен).

После революции здание было передано под клубы рабочих, с 1922 года здесь разместился профсоюз работников легкой промышленности, и дом был переименован в Дом культуры им. Я. М. Свердлова.

В 1957 в сквере напротив здания установили памятник Якову Михайловичу Свердлову (скульпторы П. Гусев и Н. Чугурин, архитектор В. Рымаренко).

В 1960 году зданию присвоен статус памятника культурного наследия. Сейчас объект относится к объектам культурного наследия федерального значения. После неоднократного изменения назначения, множества перепланировок и нескольких ремонтов внутреннее убранство почти не сохранилось. Однако, колоннады, мраморная лестница с большим зеркалом и колонный зал целы до сих пор.

Б.Покровская, 19 - Доходный дом Юсупова («Л’Этуаль»)


Богатейшей семье Юсуповых, видных государственных и общественных деятелей XIX века, принадлежало несметное количество владений едва ли не в каждом уезде Российской империи. В том числе, и в Нижнем Новгороде, хотя в нашем городе Юсуповы никогда не были.


В начале 1847 года тайный советник Борис Николаевич Юсупов обратился к городовому архитектору Льву Васильевичу Фостикову с просьбой о разработке проекта каменного двухэтажного с подвалами дома. И к лету 1848 доходный дом Бориса Николаевича Юсупова (д. 19/6) был отделан, первый этаж был сдан в аренду торговцу мехами купцу Е. Кожелеву.


Здесь же находилась мастерская театрального парикмахера Антипа Григорьевича Стрепетова, в семье которого выросла выдающаяся русская актриса Пелагея Стрепетова. 4 октября 1850 года грудным ребенком ее подбросили к крыльцу дома. Девочку-подкидыша Антип Григорьевич вырастил как родную дочь. Полине Стрепетовой была уготована слава выдающейся русской драматической актрисы. Крестил подкидыша священник Никольской церкви Александр Добролюбов.

Справка

До сих пор никто не знает настоящего имени и даты рождения Полины Стрепетовой. Она сама считала днем своего рождения 4 октября 1850 года, когда кто-то положил сверток с ребенком на ступеньки дома Антипа Григорьевича и Елизаветы Ивановны Стрепетовых. Никто из окружающих не удивился, когда немолодая бездетная певица и ее муж, парикмахер из театра, взяли на воспитание девочку к себе.


Слухи о «подкидыше» ходили в Нижнем Новгороде самые разные. Например, что его оставила игравшая один сезон в местном театре актриса Глазунова.

Девочка с самых юных лет мечтала об артистической карьере. Приемный отец Антип Стрепетов попросил жену похлопотать у известного антрепренера из Рыбинска об устройстве Полины в театр. В 15 лет Полина вышла на сцену. К изумлению многих актеров, некрасивая девушка удивила всех своим дарованием. В первые 3 года службы в театре Полина выступила с гастролями в 7 городах, сыграла больше ста ролей.


Душевный голос актрисы, выразительный взгляд завораживали публику. Современники актрисы писали о заметных ее ролях в пьесах А.Островского «Гроза» (Катерина), «Бедная невеста» (Мария Андреевна), «Без вины виноватые» (Кручинина) и А. Писемского «Горькая судьбина» (Лизавета). Едва Стрепетовой исполнилось 19 лет, как ей предложили место в самарском театре.

Стрепетова выступала и в театрах Москвы и Петербурга. Вот что о ней писал брату композитор П. И. Чайковский: «Видел Стрепетову. Громадина ее таланта меня подавила. Все только и говорили в это время о ней. Ее игра всех поразила, она лишена позы, все по-бабьи, правдиво и жестко».

Памятник Свердлову


Ранее на месте памятника находился дом-усадьба князей Трубецких, где до 17 лет (до отъезда в Москву) жил декабрист-нижегородец Сергей Трубецкой. Последний раз декабрист Трубецкой останавливался в этом доме в 1817 году, уже будучи членом «Союза Спасения». В 1848 году усадьба сгорела.


Впервые вопрос о создании памятника Свердлову был поставлен вскоре после смерти революционера - в 1920 году. Но из-за отсутствия средств решение вопроса отложили. В 1947 году в бывшем доме Свердловых была создана мемориальная экспозиция музея Я. М. Свердлова. А в 1955 году объявили конкурс на памятник. Лучшую оценку получили за создание проекта и модели скульпторы П. И. Гусев и Н. М. Чугурин, архитектор В. Н. Рымаренко. Открытие памятника состоялось 5 ноября 1957 года.


Б.Покровская, 21 - Доходный дом Пальцевых

Дом Е. Е. Пальцева — построен в 1873—1879 годах. Автор проекта — архитектор И. К. Кострюков.

В начале 19 столетия на этом месте располагалась усадьба Петра Богдановича Григорьева, видного государственного деятеля эпохи Павла I (на бывшей усадебной территории располагается также соседний дом, Б.Покровская, 23, именно на нем установлена соответствующая мемориальная табличка).

Григорьевы продали свою усадьбу в 1853 году. Она сменила многих владельцев, а в 1870 году за ветхостью была снесена. В 1873 году архитектор И.К. Кострюков разработал проект строительства нового дома. Строительство дома и флигеля шло с 1875 по 1879 год. Впоследствии на первом этаже располагались магазины и ресторан «Савой», на втором и третьем — жилые помещения. В 1904 и 1914 годах в первом этаже были пробиты витринные окна. Дом во владении Пальцевых находился вплоть до революции.

После революции дом был многократно перепланирован. В частности, на месте проезда между домом и флигелем устроили магазин. Над главным входом со стороны площади установили металлический кованый козырёк, со стороны улицы Октябрьской пробит вход на месте оконного проёма. В 2006 году поставлены стеклопакеты, рамы формы и рисунка 1914 года уничтожены.


Б.Покровская, 23 - редакция «Нижегородской коммуны»

Дом построен в 1910 году и является памятником рационального модерна. Он всегда использовался как доходный, принадлежал товариществу «Торговый дом Митрофан Никанорович Смирнов с сыновьями».


Дела торгового дома шли вполне успешно: его хозяин владел валяльными фабриками и был, пожалуй, самым крупным продавцом валяной обуви на Нижегородской ярмарке.


После революции дом был национализирован, и уже в 1920 году в нем надолго обосновалась редакция газеты «Нижегородская коммуна».


Эта газета может считаться преемницей первой нижегородской газеты, которая увидела свет в 1838 году и называлась «Нижегородские губернские ведомости». «Нижегородские губернские ведомости» почти четверть века оставались единственным периодическим изданием в городе. Одним из редакторов газеты был знаменитый писатель Павел Иванович Мельников-Печерский.


При советской власти газета поменяла имя на «Нижегородскую коммуну». Редакцию в разные годы посещали М. Горький, В. Маяковский, А. Серафимович, В. Чкалов, который в ноябре 1938 года был сфотографирован во дворе этого дома, а в декабре 1938 года летчик трагически погиб при испытании самолета новой конструкции.


В октябре 1932 года после переименования Нижнего Новгорода в Горький газета стала называться «Горьковской коммуной». На страницах газеты печатались материалы о коллективизации, индустриализации, о строительстве Окского моста и Автозавода. Большую роль в подготовке газетных материалов играли нештатные рабочие и сельские корреспонденты (рабкоры и селькоры), количество которых исчислялось сотнями.


В 1951 году газета сменила название на «Горьковскую правду», а в октябре 1990 года после переименования Горького в Нижний Новгород газета стала называться «Нижегородской правдой».


На доме находится табличка «На этом месте находилась усадьба генерал-майора Петра Богдановича Григорьева. Здесь, в доме деда 27 (15) августа 1836 года родился, провёл детство и юность известный беллетрист, бытописатель русского общества, драматург, публицист, критик и историк литературы, мемуарист, переводчик Пётр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921)».


П.Б. Григорьев был адъютант и доверенное лицо императора, полковник Преображенского полка, кавалер ордена Святого Иоанна Иерусалимского. После смерти Павла I он был отправлен в отставку. В Нижнем Новгороде Петр Богданович избирался во все дворянские общества и комитеты, был одним из организаторов Нижегородского ополчения 1812 года.

В его семье родился будущий петрашевец Николай Петрович Григорьев, сосланный в Сибирь в 1849 году. Поэт А.Н. Майков, ссылаясь на Ф.М. Достоевского, рассказывал, что Николай Григорьев входил в тайную семерку, объединившуюся идеей революционного переворота. Как петрашевец, Григорьев был приговорен к смертной казни, выводился вместе с Петрашевским и Достоевским на расстрел, но это была устрашающая инсценировка – казнь заменили каторжными работами.

У дочери П.Б. Григорьева родился будущий писатель Петр Дмитриевич Боборыкин, некогда невероятно популярный, а теперь почти забытый. Свободно владея основными европейскими языками, Боборыкин слыл одним из культурнейших людей своей эпохи. Сочинения Петра Дмитриевича Боборыкина (романы, повести, рассказы, драмы, исследования, статьи, мемуары, фельетоны и прочее) составили более 80 томов. Боборыкин одним из первых в русской литературе создал образ просвещённого предпринимателя, патриота России, который решает, что он, именно он должен позаботиться о Волге, о восстановлении лесов на родной земле. Считается также, что именно Боборыкин ввел в широкое употребление термин «интеллигенция». Называя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин вкладывал в него особый смысл: определение интеллигенции как совокупности представителей «высокой умственной и этической культуры», а не просто «работников умственного труда».


Б.Покровская, 24 - редакция «Нижегородского листка»


В 1840 г. на улице Большой Покровской появился двухэтажный каменный дом, выстроенный по проекту Льва Васильевича Фостикова.


В последней четверти XIX века выходец из Макарьева мещанин Федор Ефимович Приспешников покупает этот дом. В 1873-1874 годах он пристраивает к дому двухэтажный кирпичный флигель. Убранство окон дома выполнено способом «пунктирного» применения тесаного красного кирпича.


В 1894 году по проекту нижегородского архитектора Николая Дмитриевича Григорьева Приспешников увеличил на один этаж флигель и пристроил к нему еще один трехэтажный корпус из красного кирпича, оформив тем самым угол улиц Большой Покровской и Грузинской.


Архитектор объединил здание единым фасадом, и проходя мимо него, невозможно догадаться, что этот дом сложен из разных «кубиков».

Дом всегда использовался как доходный, его площади сдавались в аренду. На первом этаже находился «Винно-гастрономический и колониальный магазин Кубасова Ф.И.». На втором этаже с 1895 по 1917 гг. размещалась редакция местной газеты «Нижегородский листок».


«Нижегородский листок» — ежедневная общественно-литературная, политическая и биржевая газета, издавалась в Нижнем Новгороде с 1893 года. С ней сотрудничал, в частности, В. Г. Короленко. В мае 1896 года по приглашению редакции из Самары в Нижний Новгород возвращается Алексей Максимович Пешков и становится постоянным корреспондентом газеты. Именно от «Нижегородского листка» он был направлен на XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку, которая проходила с мая по сентябрь 1896 года. Работа выставки широко освещалась всеми печатными изданиями того времени. Губернская газета «Нижегородский листок» (1893-1918) не могла остаться в стороне от этого события. Всего Максим Горький написал 26 статей (цикл фельетонов под названием "Беглые заметки") в газете «Нижегородский листок» за период с мая по октябрь 1896 года. "Беглые заметки" М. Горький подписывал: "Некто X", "Н.X", "I.М. Pacatus", "М. Г-ий" и "М. Горький".


Фельетоны М. Горького о картинах Врубеля и Галлена, печатавшиеся в "Нижегородском листке", вызвали полемику, которая даже вышла за пределы провинциальной печати.


Всего Горький проработал в редакции газеты «Нижегородский листок» 7 лет. В 1896 – 1898 гг. он даже жил в одном из помещений редакции, пока не снял квартиру в доме Курепина.


Газета «Нижегородский листок» была закрыта в конце декабря 1917 года. После революции внутри дома провели перепланировку: большие комнаты перегородили, устроили «коммуналку» со всеми ее атрибутами – одной кухней, одним туалетом на несколько семей. После ремонта 1960-х годов было организовано по 4 квартиры на этаже. Угловой парадный вход в магазин переделан в киоск.


Б.Покровская, 26 - Нижегородское отделение государственного банка


Постоянно действующее отделение Государственного банка в Нижнем Новгороде было учреждено в связи с возросшим значением ярмарочной торговли. Сначала оно размещалось в частных домах. В 1880 году приобрело на Осыпной улице (современная Пискунова) собственное здание, но крупные обороты и необходимость хранить огромные суммы денег и ценных бумаг заставили совет банка выстроить специальный комплекс зданий. Решение о строительстве банка было принято в 1910 году. Кстати подоспели и «круглые даты» - 50-летний юбилей Государственного банка, отмечавшийся в 1910 году, и предстоящие празднества в честь 300-летия царствования Дома Романовых в 1913 году.

В 1910 году был выкуплен участок земли на углу улиц Большой Покровской и Грузинской.

За год до этого управляющим был назначен статский советник Н.П. Полянский. Именно он взял на себя организацию строительства нового здания. Благодаря его организаторскому таланту вместо трех миллионов, указанных в первоначальной смете, строительство обошлось в один миллион рублей.

В конкурсе на лучший проект здания банка, участниками которого были многие выдающиеся архитекторы того времени – Фёдор Шехтель, братья Веснины и другие, победу одержал академик, архитектор Владимир Александрович Покровский, предложивший создать на пересечении улиц Большой Покровской и Грузинской живописный ансамбль в неорусском стиле, одновременно напоминающий средневековый замок и древнерусский терем.

Считается, что прообразами его отдельных элементов здания стали Митрополичий двор в Ростове Великом, Теремной дворец в Московском кремле, а также традиции зодчества древнего Новгорода и Пскова. Архитектурный комплекс включает сам банк, жилое здание, предназначенное для служащих, хранилище и башенку с часами. Первоначально все строения окружала кованая ограда.


Ансамбль был выстроен в кратчайшие сроки. Главный корпус заложили 1 июня 1911. К 25 октября 1911 кладка стен четырех этажей, включая подвал, была закончена.


В марте 1912 году над операционным залом была установлена металлическая конструкция подвесного потолка площадью 800 кв. м на высоте 13 м, выполненная на Сормовском заводе. Свод операционного зала уникален. Особенность его заключается в том, что потолок в форме свода подвешен к металлическим стропилам. В зале нет ни одной опорной колонны, нет никаких помех для обзора всего зала в целом. Потолок сделан из пробкового дерева.


На исходе 1912 года облицовка всех трех фасадов камнем была закончена. Цокольная часть здания построена из серого мелкозернистого гранита. Фасад основного корпуса облицован светлым уральским мрамором с художественной резьбой по рисункам академика Покровского. Кстати, на многочисленных фотографиях советского периода банк выглядит серым, в серый же цвет из года в год красилась башня с часами. Но в 2000-х годах после мойки фасада банк снова приобрел свой первоначальный цвет.


Широкую известность здание банка приобрело и благодаря художественным росписям потолков и стен по эскизам знаменитого художника И.Я. Билибина. В частности, по его эскизам московские иконописцы Пашковы выполнили фресковую роспись интерьеров, прежде всего фойе и огромного свода операционного зала. Войдя в холл, мы видим гербы расположенных на Волге городов – участников Нижегородской ярмарки. Поднимаясь выше - рисунки, изображающие движение Земли вокруг Солнца, смену времен года, знаки зодиака. Росписи в главном зале никто никогда не реставрировал, но их состояние превосходно.

Особую ценность представляют интерьеры. Для меблировки помещения Владимир Александрович Покровский выполнил 32 эскиза столов, стульев, дверей, резных панелей.


Знаменитый торговый дом «Мюр и Мерилиз» поставил керамическую половую плитку и полихромные изразцы - они украшают вход на второй этаж.

Отделка здания была в основном закончена к весне 1913 года. 14 мая состоялось освящение, а 17 мая 1913 года только что построенный банк посетил император Николай II, поскольку открытие отделения Государственного банка в Нижнем Новгороде входило в план торжественного празднования 300-летия Дома Романовых.


Со строительством башенки-часозвонни связаны самые разные легенды, вернее - анекдоты. Рассказывают, например, что накануне приезда императора случился конфуз – прачка, жившая в соседнем доме, вывесила на балкон нижнее белье, и отказалась его убрать. Полиция пригрозила ей арестом, в ответ она пообещала «броситься в ноги Императору и рассказать, как притесняют бедную женщину». Разрешил конфликт архитектор. За одну ночь была выстроена башенка с часами, закрывшая балкон строптивой прачки и ее белье. Другая легенда гласит, что за часозвонней находился дом купца, который любил распивать чай на балконе в неглиже. Вот его-то и решено было убрать с глаз императора, загородив высокой башенкой.

Однако историки утверждают, что это не более, чем городские байки. На самом деле архитектор В.А. Покровский спроектировал часозвонню для другой цели: ему нужно было спрятать трансформаторную будку, которая портила благородный вид здания Госбанка. Вот ее-то и поместили внутрь башенки. Да и никакого жилого дома по соседству не было: здесь стояла церковь Покрова Божией Матери, давшая название улице Большой Покровской.

Здание банка никогда не меняло своего назначения. С августа 1918 года до весны 1920 года в Нижнем Новгороде хранилось практически все золото Советского государства на сумму 382 385 тысяч рублей в монете и слитках. В соответствии с Берлинским финансовым соглашением в рамках Брестского мирного договора 9 сентября 1918 года из Нижнего Новгорода ушли два эшелона под усиленной охраной с 96 тоннами чистого золота.

Даже внешний декор здания, в том числе двуглавые орлы, сохранялся в течение всех 73 лет советской власти. Сегодня на здании насчитываются три герба: нижегородский олень над крыльцом, герб царской России на фасаде и герб СССР на шпиле.

В настоящее время здание Нижегородского отделения Госбанка является памятником архитектуры федерального значения и используется по первоначальному назначению - его полностью занимает Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области.


На нулевом этаже существует отдельный музей истории банка. Здесь можно увидеть портреты его управляющих, образцы монет и бумажных купюр, первые счетные машинки, счеты, редкие фотографии и документы. Внутри малого зала сейчас размещается небольшая экспозиция, которая рассказывает об истории Государственного банка в Нижнем Новгороде. В кассовом зале тоже проводятся экскурсии. Однако попасть в Госбанк можно только пару раз в год – на день музеев в мае и день банков в октябре, причем записываться надо заранее.


Б.Покровская, 29 – жилой дом работников завода «Красное Сормово»


Жилой дом завода «Красное Сормово» построен в период с 1952 по 1954 годы по проекту нижегородского архитектора Людмилы Рождественской. Дом является многоквартирным, пятиэтажным и изначально был предназначен для проживания работников нижегородского предприятия «Красное Сормово».

Этот дом представляет собой один из лучших в Нижнем Новгороде образец советского неоклассицизма послевоенного времени, так называемого «сталинского ампира». Стиль ампир (от французского empire – «империя») в архитектуре России проявлялся дважды на протяжении последних двух столетий. Первый раз - после победы России над Наполеоном в 1812 году. Подъем патриотических настроений привел тогда к возникновению такого самостоятельного явления, как «русский ампир», который сочетал в себе обращение к европейским образцам с национальными традициями. Второй раз ампир заявил о себе в архитектуре уже советской России – после Победы в Великой Отечественной войне, в 1940-1950-е годы (его другое название – «стиль Победы»). Советский ампир часто называют сталинским ампиром, по аналогии с наполеоновским ампиром во Франции XVIII века, подчеркивая изначальное его значение - возвеличивание империи и власти императора, правителя. Образцом для архитекторов всей страны в те годы было творчество академика И.В. Жолтовского, который построил известные жилые дома в Москве – «сталинские высотки».


При строительстве дома № 29 архитектором Рождественской активно использовались основные композиционные приемы Жолтовского - контраст чистого поля стен протяженного фасада и декоративных пятен вокруг отдельных окон. Затейливый лепной орнамент разработан автором самостоятельно. Обращает на себя внимание монументальная проездная арка, визуально ориентированная на вход в здание госбанка, расположенного напротив.

В этом же доме жила и автор проекта дома – Людмила Рождественская.


Городская скульптура «Половой» (у дома Большая Покровская, 28)

Половой – трактирный слуга. Согласно П. Я. Черных, термин «половой» происходит от слова «пол»: одной из обязанностей трактирного слуги было держать в чистоте пол в помещении.

Половыми в России называли лишь трактирных слуг. С появлением в первой четверти XIX века ресторанов, ресторанный персонал, выполнявший те же функции, стали именовать «официантами».

В отличие от официантов, носивших европейскую одежду, половые, как правило, были одеты в «русском» стиле: обычно они носили белые штаны и такую же рубаху навыпуск, подпоясанную шнуром с кистями. За пояс часто был заткнут бумажник для расчётов.

Основной обязанностью полового было обслуживание клиентов за столами: они принимали заказы посетителей, подавали блюда, производили расчёт.

В трактирах с гостиницами половые также обслуживали номера, подносили вещи, встречали гостей и показывали им номер, сопровождали проживающих, освещая лестницу в тёмное время, а также выполняли некоторые регистрационные функции. Так, в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя описано, как по просьбе полового Чичиков записывает ему сведения о себе «для сообщения куда следует, в полицию».

По свидетельству В. А. Гиляровского, в большинстве трактиров половые не получали оплаты от хозяина, и единственным источником их заработка были чаевые. Обучение профессии происходило с детских лет: вначале мальчики прислуживали на кухне, обучаясь при этом разбираться в ассортименте кушаний, затем несколько лет состояли в подручных, убирая со стола посуду, учась принимать заказы, и лишь после этого допускались к самостоятельной работе. Условия работы половых были достаточно тяжелыми: рабочий день продолжался до 16 часов, спать зачастую приходилось прямо в трактире на сдвинутых столах. Значительную часть половых составляли подростки 13 — 16 лет.

Б.Покровская, 30а – «Первая булочная», место Покровской церкви


Здание Первой булочной (улица Большая Покровская, д. 30а) было построено в 1952-1954 годах по проекту архитектора Ю. Н. Бубнова на месте церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которую снесли в 30-х годах 20 века.


Церковь дала название улице – Большая Покровская. Она была построена в 1709 году в камне, а до этого была деревянной. В 1824 году храм расширили, надстроили колокольню, шпиль которой виден на всех старинных фотографиях Большой Покровской. Трехъярусная колокольня выходила на красную линию улицы. Через нее осуществлялся вход в церковь. Сама церковь стояла в глубине улицы.

В 1920 году заведующий Главнаукой заявил, что «не возражает против разборки здания Покровской церкви... не представляющей особой историко-архитектурной ценности». После закрытия ближайших церквей на некоторое время храму удалось отстоять, но в 1935 г. здание все же было разобрано.

От церкви начинался Холодный переулок (сейчас туда можно попасть через арку дома Б.Покровская, 30а). Его название происходит, как утверждает нижегородский историк Д.Смирнов, от того, что сюда сваливали снег, вывозимый со всех городских улиц. Снежные горы весной таяли медленно, и даже в апреле, когда по высохшим улицам центра города ездили «на колесах», в переулке все еще было холодно.

Дом на месте снесенной Покровской церкви строился по заказу военного ведомства. Он предназначался для квартир офицерского состава. Дом построен в «стиле победы» в начале 50-х гг., архитектор Ю.Н. Бубнов


Б.Покровская, 30 - Женское епархиальное училище

Женское епархиальное училище было открыто в Нижнем Новгороде в 1866 году. Здание построено по проекту архитектора Ивана Кузьмича Кострюкова на земле, которую пожертвовала княгиня Анна Георгиевна Толстая, урожденная Грузинская.

Проект был рассмотрен и утвержден в Санкт-Петербурге 26 января 1861 года. Здание строилось четыре года, а в 1868-1870 годах к учебному корпусу пристроили, также по проекту Кострюкова, жилой корпус для слушательниц, сообщавшийся в угловой части с классами. Здание женского епархиального училища до сегодняшнего времени сохранилось почти в неизменном виде.

Училище не являлось религиозным заведением, но в нем готовили жен для духовенства. Сначала туда принимали девочек из семей священников, а потом и из других сословий. Помимо обязательного для всех учебных заведений того времени Закона Божьего, преподавались десятки разных предметов: русский и церковно-славянский языки, арифметика, музыка и пение, чистописание, гражданская история, география, природоведение, рукоделие, гимнастика, навыки врачевания и многие другие. Княгиня Толстая содержала на свои средства двух учениц-стипендиаток.


Здесь в качестве классной дамы работала известная впоследствии путешественница, этнограф, исследовательница Азии Александра Викторовна Потанина.


В 1875 году при училище был открыт детский приют.

После революции дом перешел к военному ведомству. В ноябре 1918 года были созданы пехотные курсы командного состава РККА. Первыми на обучение были взяты молодые рабочие завода «Красное Сормово». Состав преподавателей набирался из опытных командиров, в числе которых были бывшие полковники и генералы царской армии. Летом 1919 года был произведён первый выпуск командиров, которые приняли участие в боевых действиях на Южном фронте.

С 1922 по 1932 год здесь находился штаб семнадцатой стрелковой дивизии, которой командовал прославленный полководец, маршал Советского Союза Иван Степанович Конев. Нижегородские заводы шефствовали над полками 17-й дивизии, помогали в культурно-массовой работе, в оборудовании лагерей, стрельбищ, интересовались воинскими успехами, учебой. Шло соревнование между полками за знамёна заводов, особенно такого, как Сормовский.

С 1929 года в здании начал работу Дом Красной армии, впоследствии Дом офицеров – очаг культурной и интеллектуальной жизни для офицеров нижегородского гарнизона и их семей. Здесь до 2011 года было множество клубов, спортивных секций и кружков.

Сейчас здание женского епархиального училища вновь передали РПЦ.

Справка

Судьба Александры Потаниной удивительна и драматична. Русские путешественники конца ХIХ века - сплошь мужчины. Появление женщины в их рядах - событие исключительное. Отчасти это объясняется представлением о женских и мужских социальных ролях, которое существовало в то время. Но была и другая причина - отсутствие в путешествиях элементарного комфорта и безопасности. В первой же экспедиции, в которую Потанины отправились 1 августа 1876 года, молодую женщину ожидали суровые испытания — путь через просторы Монголии пролегал сквозь девственную тайгу, где полчища комаров так густо заполняли ночной воздух, что гасли свечи.

Впрочем, комары и неудобства для Александры Викторовны были не так важны, как знания и впечатления, которые она привозила из поездок. Высокогорные перевалы Алтая, жаркая, безводная пустыня Гоби, речные переправы, отсутствие полноценной пищи, переезды на верблюдах и лошадях — ничто не смущало ее духа, не выводило из равновесия. Она собирала и составляла гербарии, вела метеорологические наблюдения и заполняла путевые дневники. Ее, как и мужа, в первую очередь интересовали люди, их обычаи и верования, воспитание детей и быт. Александра Викторовна заполняла свои путевые альбомы бесчисленными и разнообразными зарисовками местности, людей, их одежды, жилищ, утвари. А после рассказывала о загадочной Монголии в своих очерках. И каждый раз после возвращения Потаниных в Петербург столичные ученые приходили в изумление — привезенные сведения были невероятны...

А между тем, в биографии Александры до знакомства с Потаниным ничего примечательного не было. Можно даже сказать, что ее жизнь была скучной. Родилась Александра Викторовна 25 января (по старому стилю) 1843 года. Детство провела в городе Горбатове Нижегородской губернии. Интересно, что в детстве она была нервным и болезненным ребенком. Подруг-сверстниц у нее почти не было, дружить она любила со взрослыми, а играть только с младшим братом Костей. Однако в этих детских играх уже сказывался стойкий характер будущей путешественницы. «Мы играли в прятки, — писала о своем детстве Александра Викторовна, — и для этого самым лучшим и страшным было залезть в окно подвала, уцепиться за оконную решетку и висеть... Страшно было свалиться, а потом, много там было двухвосток».

Саша рано начала помогать матери по хозяйству, а образование получила домашнее. Внешних впечатлений или развлечений юные Лаврские совсем не имели. «Поездка с самоваром за город или катание на лодке были годовыми событиями», — вспоминал впоследствии брат Александры Викторовны.

И вот такая домашняя девочка стала отважной русской путешественницей, ученым-этнографом и фольклористом. Она посвятила себя исследованиям Китая, Монголии, Восточного Тибета и умерла вдали от дома, в возрасте 50 лет. Несмотря на запрет врачей - у нее были серьезные проблемы с сердцем - отправилась в очередное путешествие в Тибет, даже от мужа скрыв ухудшение своего здоровья.

«Мешать мужу в его работе — разве в этом мое призвание?» - повторяла она.

Когда Александру парализовало, Потанин повез неподвижную жену в госпиталь. Нужно было плыть по реке восемь дней. За два дня до прибытия Александра Викторовна скончалась в лодке по дороге в Шанхай. Это произошло 19 сентября 1893 года.

Последний путь Александры Потаниной был очень длинен — по китайским рекам. Но ничего не поделаешь - мужественная женщина пожелала быть погребенной в русской земле. Похоронили ее 23 января 1894 года в Бурятии, вблизи собора. Как писали газеты, «с необычайной торжественностью было совершенно погребение». Памятник на могиле путешественницы жители города соорудили на свои средства в 1956 году. На его пьедестале высекли надпись: «Первая русская путешественница — исследователь Центральной Азии Александра Потанина».

Б.Покровская, 37 – ННГУ, здание Владимирского реального училища, памятник академику Боголюбову

Владимирское реальное училище построено в 1881—1885 годах по проекту архитекторов Н. Д. Григорьева и К. К. Лыгина. Училище заложило основы специализированного естественно-научного образования в Нижнем Новгороде.

Реальное училище появилось в Нижнем Новгороде в условиях острой нехватки винженерно-технических кадров. Инициатором выступил директор нижегородской губернской гимназии К. И. Садоков, на заседании губернского земского собрания 14 декабря 1874 года призвавший «дать юношеству возможность приобрести практическое образование и технические знания».

2 мая 1875 года предложение рассматривала Нижегородская дума, ходатайствовавшая перед правительством. 7 декабря 1876 года был подписан указ, а летом 1877 года в доме Губина по улице Большой Покровской, 59 начались занятия. Одновременно стал разрабатываться проект специального каменного здания, которое предполагалось возвести на земельном участке на углу Большой Покровской улицы и Мышкина переулка (сейчас Университетский переулок).

10 мая 1881 года состоялась закладка фундаментов здания. К лету 1885 года строительство, шедшее под надзором Н. Д. Григорьева, было завершено. 4 августа было торжественное открытие. В память присутствия на торжестве Великого князя Владимира Александровича и его супруги Великой княгини Марии Павловны училище было названо «Владимирским».

Почетным попечителем стал известный пароходчик М.Ф. Каменский, а директором - А.Г. Шапошников.

В училище обучались 4 года. Преподавались не только точные науки, но и гуманитарные дисциплины. Содержалось Владимирское училище на деньги нижегородских предпринимателей — Башкировых, Блиновых, У. С. Курбатова и М. И. Шипова.

Здесь учились такие известны люди как революционер и соратник В.И. Ленина – Анатолий Александрович Ванеев, геолог Николай Николаевич Урванцев, писатель Иван Сергеевич Рукавишников.

С 1918 года здесь размещались факультеты Нижегородского университета.

На время Великой отечественной войны дом превратился в эвакогоспиталь №4904 для воинов Советской армии.

В 1983 году перед зданием был установлен бюст дважды Герою Социалистического Труда, нижегородскому академику, выдающемуся математику и физику-теоретику, основателю научных школ по нелинейной механике и теоретической физике – Николаю Николаевичу Боголюбову, работы скульптора В.В. Глебова и архитекторов В.Н. Фурсова и Г.П. Малкова.

В настоящее время здание — один из учебных корпусов Нижегородского государственного университета. В здании прекрасные вместительные аудитории и великолепный актовый зал, где выступает университетский хор, проводятся вечера классической и джазовой музыки, фестивали и творческие встречи. В его стенах учились многие известные люди: инженер-кораблестроитель И.Г. Бубнов, поэт Ю.А.Адрианов, генетик С.С.Четвериков, писатель Захар Прилепин.

Справка

Николай Николаевич Боголюбов родился 21 августа 1909 года в семье преподавателя Нижегородской духовной семинарии, магистра богословия Николая Михайловича Боголюбова. В семье будущий академик получил прекрасное образование, с детства изучал несколько языков. Впоследствии семья переехала на Украину, где Боголюбов-старший преподавал богословие в университете св. Владимира. Во время Гражданской войны он потерял работу, и семья перебралась на жительство в деревню. Аттестат об окончании деревенской школы-семилетки стал единственным документом об образовании, который Николай Боголюбов получил за всю свою жизнь. Отец, видя, что у сына обнаружился талант и тяга к физико-математическим наукам, много занимался с ним, брал его на лекции в университет, а потом отвел его к академику Д. А. Граве. В 19 лет Николай Боголюбов защитил кандидатскую диссертацию, а в 21 год за выдающиеся достижения стал доктором математики без защиты диплома.

Впоследствии был избран академиком АН СССР и профессором МГУ. Работал директором лаборатории теоретической физики Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне (с 1956), директором ОИЯИ (1965—1988 год), директор МИАНа (1983—1988), заведующим кафедрой квантовой статистики и теории поля физического факультета МГУ (1966—1992). Труды Н. Н. Боголюбова принадлежат к различным областям математики, математической физики, нелинейной механики, статистической физики и кинетики, теории сверхпроводимости, квантовой электродинамики, квантовой теории поля, теории элементарных частиц. В каждой из этих областей результаты, полученные учёным, являются фундаментальными.



Городская скульптура «Ложка вкуса» (в сквере перед зданием ННГУ, Б.Покровская, 37)

По инициативе «Нижегородского масложирового комбината» был воздвигнут памятник вкусу. Место, правда, выбрали неожиданное – ложка красуется в сквере при филологическом факультете «Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского».

Создавали памятник не только архитекторы и городские кузнецы, но и жители города. Они помещали собственные ложки в специальные цилиндры и за это получали сертификаты, свидетельствующие об их участии в строительстве памятника.

На постаменте гордо возвышается ложка с зеленой оливкой. Впоследствии памятник преобразовали – ложки заменили различными кухонными приборами: ножами, вилками, шумовками. Так что памятник стал олицетворять многочисленность и разнообразие людских предпочтений и вкусов.