Поиск

Нижегородский Кремль

Обновлено: 13 нояб. 2020 г.



Cтены кремлей каменными ожерельями наброшены на прибрежные холмы Волги, Днепра, Москвы-реки. Этот образ, красочно передающий впечатление от мощной ограды, спускающейся к реке по живописным склонам береговых откосов, был издавна близок и понятен русским людям. Он в равной степени может относиться и к Московскому, и к Нижегородскому, и к Смоленскому кремлям.


Четыреста лет тому назад, как передают очевидцы, впервые применил такое сравнение Борис Годунов при рассказе царю Федору об укреплении Смоленска. Он говорил, что Смоленская стена будет ожерельем Руси на зависть врагам и на гордость Московскому государству. В его словах не было преувеличений — русские кремли не простая ограда, а высокохудожественное произведение, придающее единство целому городу. Стены кремля — это гигантская рама, но, будучи архитектурно связанными с заключенной внутри их застройкой, дополняют ее, еще более тесно вписывая дома, терема и церкви в окружающий природный пейзаж.

При выборе места для кремля учитывалось наилучшее использование естественных природных рубежей в целях обороны. Поэтому обычно укрепления располагались на возвышенностях, защищенных излучинами рек или иными преградами. Таким образом, кремли уже по условиям своего естественного расположения всегда выделялись среди окружающего пейзажа, играя доминирующую роль в общей системе города. Поэтому же и в последующее время они сохраняют свое особое градостроительное значение.

Нижегородский кремль возник в XIII веке как укрепленный пункт, гарнизон которого оберегал от врагов место впадения Оки в Волгу. Под охраной кремля выросли посады и слободы. Ограды посадов, а по существу городские стены, представляют собой второй тип укреплений. Обычно в древнерусских городах они возводились деревянными по земляным валам. По мере роста населения посада появлялись новые концентрические линии валов и стен. Так, в нижегородской описи начала XVII века занесены две такие линии укреплений, причем известно, что защитные валы Нижегородского посада существовали еще в XIV веке.

Третьим типом укрепленных мест были монастыри, зачастую представляющие собой настоящие крепости с сильной артиллерией и гарнизоном профессиональных воинов. Многие монастыри занимали стратегически важные пункты, а пригородные нередко образовывали систему фортов, которые прикрывали подступы к городу в наиболее уязвимых направлениях, защищали слободы, лепившиеся у их стен. Можно считать, что таково было назначение и нижегородских монастырей — Печерского и Благовещенского, стоявших выше и ниже города по берегам рек.

Ока и Волга, сливаясь в могучий поток, гигантским полукругом омывают высоко поднятое плато правого берега. Кремлевский холм занимает самый центр этого полукруга, ограниченный с запада глубоким оврагом речки Почайны. Кремлевские стены архитектурно выделяли заключенную в них застройку, придавали ей значительность в сравнении с окружающими посадами и слободами. Суровый и монументальный образ Нижегородского кремля близок античному лапидарному стилю. Аркады, поддерживающие боевую площадку по верху стены, заставляют вспомнить крепостные стены и акведуки Древнего Рима. В отличие от Московского и других русских кремлей и крепостей, с их нарядными, иной раз даже богатыми архитектурными деталями, Нижегородский кремль стоит как суровый воин, могучий в своей силе и строгой красоте.

Нижегородский кремль — это архитектура объемов, динамика масс, гармонично размещенных в пространстве, это сочетание форм сооружений, созданных человеческими руками, с первозданными формами природы — с массивами холмов и склонами волжских косогоров. Размеры башен, стен с их уступами точно найдены и точно распределены среди природного окружения. Здесь перед нами подлинная архитектура, не нуждающаяся в каких-либо прикрасах, не требующая маскировки. Строители кремля применяли минимальное количество пластических архитектурных форм и только там, где они были органически необходимы. Это целое настолько совершенно, что отсутствие даже простейших украшений не бросается в глаза, воспринимается как нечто естественное.

Святослав Агафонов "Нижегородский кремль"

Полный текст доступен в разделе Учебные материалы



Губернаторский сад



В нижегородском кремле есть большой участок земли, называемый губернаторским садом. Он находится в северо-восточной части кремля за зданиями городской администрации и художественного музея и занимает территорию склона между Георгиевской и Ивановской башнями. Это место безлюдное, полузаброшенное, мало кому известное. Но и у него есть своя история и, судя по всему, неплохие перспективы в будущем.



В древности территория кремля была очень плотно застроена. Никаких прогулочных садов в нем не было, кремль был крепостью, защищающей город, а значит, место использовалось по максимуму рационально. Помимо жилых и административных построек в кремле были храмы и даже несколько монастырей.

Один из них как раз находился на территории губернаторского сада.



В 1570 г. опричное войско Ивана Грозного разгромило город Великий Новгород. Иван Грозный заподозрил новгородцев в измене и учинил в городе настоящую резню, погибло огромное количество горожан. Особенно досталось знати. Тех, кто казни избежал, сослали жить в другие города. Один из знатных и богатых новгородцев оказался Нижнем Новгороде и постригся в монахи с именем Порфирий. Он и основал в 1574 г. Святодуховский монастырь в кремле. Название монастырю дал в память о Святодуховском монастыре Великого Новгорода. Первой постройкой стала церковь Во Славу Сошествия Святого Духа. Церковь была деревянной, позже построили каменную. В 17 веке рядом возвели архиерейский дом. В результате и сам монастырь стал домовым архиерейским. За домом был сад, который проходил к Георгиевской башне и в нем из собранных родников были устроены садки для рыб. Именно в этом доме останавливалась Екатерина II во время визита в Н. Новгород в 1767 г.



Однако позже архиерею был выстроен новый дом уже за территорий кремля (тот самый, где сейчас консерватория), в 1780-е г архиерей съехал на новое место жительства, а монастырь прекратил свое существование. Церковь Святого Духа осталась (была единоверческой).



В 1834 году в Нижний приехал император Николай I. По его указу в кремле начались большие строительные работы. На территории Кремля начали активно сносить жилые строения (28 домов), остатки древней митрополичьей резиденции и старинного Святодуховского монастыря. Были запроектированы дом военного губернатора со службами, в ансамбль которого вошли также корпус кордегардии (помещение для военного караула), арсенал и общественный сад. Губернатору полагалась собственная домовая церковь. Церковь Святого Духа как раз находилась неподалеку, ее перестроили по проекту Константина Тона, богато украсили и сделали губернаторской. А единоверцам отдали церковь Симеона Столпника, тоже в Кремле.



Увы, не прошло и двух лет, как заново отстроенная церковь Святого Духа начала стремительно разрушаться, в ней появились трещины и поплыл фундамент. Поэтому по приказу Николая I церковь разобрали, на ее месте поставили небольшую часовню (архитектор Л. Фостиков), а домовую церковь для губернатора организовали прямо в его резиденции на 3 этаже. Туда же перенесли и иконостас из церкви Святого Духа.



Что послужило причиной разрушения храма? Оползень. Увы, виновата в том была не природа, а человек. «Хотели как лучше, а получилось..». При новом губернаторском доме начали разбивать сад. Также по велению Николая I. В 1836 г для исполнения монаршей воли в Нижний Новгород был командирован придворный садовник Пельцель с целью «составления проекта сада на указанном Его величеством месте».



По сути, сад при доме военного губернатора, именуемый так во всех архивных документах, представлял собой усадебный парк английского типа, в котором по проекту предполагались к посадке: тополя, клены, рябины, дубы, ясени, ели и множество различных кустарников. Увы, садовник Пельцель не был сведущ в области строительства, техники, геологии и т.д. Он умудрился разрушить систему водоотведения — каменные и деревянные трубы и желоба, выводившие воду за стены кремля. В результате вода стала размывать грунты и началось заболачивание сада, а потом и оползни.



Работы по ликвидации катастрофических последствий деятельности Пельцеля растянулись на десятилетия и производились в 1850-е годы по проекту и под руководством архитектора Л. В. Фостикова, а в 1860-е годы архитектора Д. Небольсина.



Фактически, к концу XIX века был освоен и благоустроен только верхний участок сада, нижняя же (подгорная) часть находилась в запущенном состоянии. Многие высаженные растения не прижились, их неоднократно «досаживали».



В губернаторском саду отдыхал император Николай II во время визита в Н. Новгород в 1896 г. Об этом император неоднократно упоминает в своем дневнике (см ниже). В мае 1913 года императорская семья вновь посетила наш город по случаю торжеств, приуроченных к 300-летию дома Романовых.



По окончании парада, император с великими княжнами отправился в губернаторский дворец, где состоялся прием депутаций. В саду дворца волостной старшина Яшнов, депутат от Большемурашкинской волости, поднес императору хлеб-соль на деревянном блюде с надписью «1613-1913, Батюшке Царю благодарное крестьянство Нижегородской губ.».



После Февральской революции 1917 года доступ в губернаторский сад был открыт простой публике. При этом территория сада никак не использовалась. А сейчас сад находится в полузапущенном состоянии.



В 2019 году в СМИ прошла информация о грядущем благоустройстве кремля. Город готовится к своему 800-летию и бюджет на «наведение красоты» выделен немалый. В том числе предполагается и изменение губернаторского сада. Там планируют обустроить площадки для настольных игр и территорию для активностей на свежем воздухе. Кроме того, в проекте есть строительство моста через Ивановский съезд. Мост, сделанный из разных материалов, должен будет символизировать связь времен и соединит Губернаторский сад с площадкой у Вечного огня. Вполне возможно, что вскоре Губернаторский сад изменится до неузнаваемости и из заброшенного парка превратится в одну из точек притяжения нижегородского кремля.



Для справки:



Николай II в Нижнем Новгороде



Как известно, Николай вел дневник очень немногословный. Свои мысли и чувства практически не описыв