Поиск

Нижегородская ярмарка



Описание Нижегородской Ярмарки из книги нижегородского писателя Николая Свечина "Завещание Аввакума":


Вверх по обоим берегам Оки и в затоне тесно сгрудились суда, облепили густо Петербургскую, Гребневскую, Молитовскую и Финляндскую пристани, составив огромный город на воде. Еще больший по размеру город – за Стрелкой, вверх по правому берегу Волги, где раскинулась на две версты никогда не отдыхающая Сибирская пристань.


Справа от Лыкова виднелась вдали красная громада собора Александра Невского. Собор уже построен и покрыт белой жестью, три года ведутся отделочные работы и росписи и еще столько же, говорят, пройдут.


Повсюду вокруг и сзади собора тоже ряды – Ложкарный, Колокольный, Проволочный (здесь царствуют исключительно жители нижегородского села Безводное); громадные корпуса наполнены сырейным товаром (то есть сырыми кожами, торговля которыми одна из важнейших на ярмарке) и выделанными кожами, по большей части из города Богородска. Здесь же площадь, где закупают свой товар офени. Еще правее, у самой оконечности Стрелки, где Ока сливается с Волгой – два озера: Баранцево и Круглое (которое вовсе не круглое), а у самой кромки воды – пароходные конторы: Гусева, Бородина, Тарышкина, фон Мекка и других.


Не доходя до собора, упирается в берег Оки самый длинный в России плашкоутный мост, по которому Алексей по утрам ходит на службу. Мост ежегодно наводится заново, длина его – 376 и ½ сажени, ширина – 7 саженей. Ночью середина моста раздвигается для пропуска судов. Справа от моста – ряды Железный Ярославский, Железный Нижегородский, Стеклянный, Варежный, Рукавичный, Валеночный и Щепной.


Как бы продолжением от моста идет на север Нижегородская улица, в середине которой – знаменитый ярмарочный театр, так называемый Большой (Малый находится возле мечети), и трактир Ермолаева, высший шик для купечества средней руки. По обеим сторонам улицы – ряды: справа – Напиточные (восемь больших корпусов, насквозь пропахших кизлярской водкой), слева – Старый Москательный, Бакалейный, Хомутные. Между Нижегородской улицей и Главным домом – тоже ряды: Иконный, Табачный, Тулупный и Бакалейный, а также длинная Мебельносундучноподносная линия. Корпуса все добротные, из красного кирпича: после того как в 1874 году правительство стало передавать ярмарочные помещения купцам из аренды в собственность, очень оживилось каменное строительство.


Еще выше, если идти от театра к Мещерскому озеру – Башкирский и Экипажный ряды, снова Сырейные и – мечеть. Здесь начинается Азиатская часть. Огромный Караван-сарай забит персами, армянами, бухарцами, хивинцами, кокандцами, ташкентцами, а также разными мелкими кавказскими народами. Торговля идет персидским и закавказским товаром: рис, изюм, сабза, миндаль, фисташки, орехи, а кроме того, хлопок, кашемировые шали, каракуль, волчьи, лисьи и куньи шкуры, шелк-сырец и шелковые ткани, олений рог, багдадские шерстяные платки, москательный товар (индиго, марена, канцелярское семя, чернильные орешки). Торгуют персидскими коврами и в лавках вокруг мечети, да еще по всей ярмарке расхаживают персы, в высоких мерлушковых шапках и с коврами на плечах. Здесь же множество татарских харчевен, постоялые дворы, азиатские бани с самым гнусным развратом (куда полиция не ходит), в Караван-сарае – временные ярмарочные гаремы.

На севере Азиатской части, по берегам Мещерского озера и Малого канала – знаменитые «макарьевские кухни», где готовят для мелкого купечества, приказчиков и прочих сидельцев. По всей ярмарке снуют веселые разбитные бабенки с судками на коромыслах. В лавках разводить огонь запрещено, даже чаю не попьешь, вот вся невзыскательная братия и кормится из этих судков за 15–20 рублей в месяц.


За Малым каналом на своего рода острове – знаменитая Самокатная площадь. Это самое шумное место на ярмарке, где в разгар торга постоянно толкается простой народ, снуют продавцы квасу, сбитня и пирогов с печенкой, гремят турецкие барабаны, визжат расстроенные скрипки, хрипят флейты, кричат балаганные зазывалы. Собственно самокаты представляют собой двухэтажные дощатые сооружения, где внутри второго этажа середина зала вращается, уставленная скамьями, деревянными конями, каретами. На конях едут подростки, в каретах – подгулявшие мещане и купчики со своими пассиями, а на скамьях шпалерами – проститутки, сплошь красивые молодые девушки в платках и ярких платьях, на любой вкус. Тут же в зале – подобие театральных подмостков, где разыгрываются народные пиесы: «Падение Гуниба», «Взятие Шамиля», «Атаман Гроза» и тому подобные шедевры. В углу – стойка с бутылками всех мастей, за стойкой ражий бородатый детина с самой зверской физиономией, хозяин заведения. По зале расхаживает охрана – три-четыре обезьяноподобных громилы, которые выкидывают наиболее буйных пьяных прямо со второго этажа на песчаный двор. Возле самокатов – трактиры с номерами, окружающими своеобразной галереей собственно питейные заведения. Такое соседство строжайше запрещено законом, но полиции на Самокатной площади не бывает, поэтому в номерах идет скоротечный разврат, причем желающие уединиться стоят в очередь, перешучиваясь.


Клиенты побогаче занимают отдельные номера в самих трактирах, где к их услугам уже не дешевые девки с самокатов, а арфистки, каскадные певицы и специальный трактирный персонал – все девушки не старше 19–20 лет и очень красивые. Здесь разврат отъявленный, без каких-либо рамок и приличий, на любой вкус, включая самый извращенный. Наиболее шикарный – трактир Кузнецова, возле канала. Трактир «держат» персы-душители во главе со зловещим Али-Бером: по ночам они охраняют самую крупную на ярмарке «мельницу» (тайный игорный дом), беря за это комиссию. В номерах Кузнецова каждый сезон исчезает бесследно несколько богатых купцов: говорят, у него на службе состоит особый фармацевт, составляющий одурманивающие смеси, лишающие человека сознания, а то и жизни…


Между самокатами и трактирами разбросаны другие заведения: «механический театр», показывающий сценку «Шествие папы Пия IX», балаган с «прекрасной альбиноской» и двумя карликами, кабинет восковых фигур, зверинец Крейцберга, стереоскопическая галерея Патюэля, какая-то «Циклограмма», «выставка профессоров италианской живописи» с эротическими рисунками, «Планета счастья с механической пушкой», фотографические кабинеты, бородатые женщины, комедиантские балаганы, «факиры прямо из Индии», «тибетские целители, возвращающие мужскую силу всего за один сеанс» и прочие чудеса.


Если же перейти от самокатов через Обводный-Бетанкуровский канал, то окажешься в Гостином дворе – центре старой ярмарки, застроенной еще самим Монферраном. Этот центр и разворачивался сейчас перед Лыковым. Прямо перед ним, между флачными башнями, возвышалась Макарьевская часовня, в которой на время ярмарки помещается старинная чудотворная икона Макария Желтоводского, список 1620-го года с оригинала, хранящегося в Унженском монастыре.


Позади часовни – Главная площадь, образованная восемью двухэтажными угловыми корпусами. В корпусах расположены ряды: Часовой, Меняльные, Оружейный, Зеркальный, Шляпный-Московский, Фруктовые, Бумажный, Овощные большой и малый. Все корпуса опоясаны крытыми галереями с чугунными колоннами.

Запирает Главную площадь (125×30 сажен) Главный дом, продолженный с двух сторон флигелями; перед ним – один из двух ярмарочных фонтанов. На верхнем этаже дома помещаются начальник губернии и комендант ярмарки; под ними – канцелярия губернатора, клуб и ресторация. В цоколе расположены самые шикарные магазины – косметические и галантерейные, торгующие екатеринбургскими изделиями из камней и шелковыми тканями, а также коврами. В центральной зале, на деревянной эстраде играет по вечерам военный духовой оркестр. С шести до десяти часов вечера по зале гуляет публика, делает покупки, слушает музыку, знакомится, к одиннадцати почти все стихает.


На подъезде, выходящем на юг, к Оке – масса извозчиков, ибо это главный въезд в город. На противоположной стороне Главного дома – знаменитая кондитерская Мишеля, которой столько же лет, сколько и ярмарке.

В левом (западном) флигеле – ярмарочная контора, почтовое отделение и гауптвахта, в правом (восточном) – полиция, аптека, биржевой зал, контора банка и часть пожарной команды.


Если выйти из Главного дома на север, куда извозчиков не пускают, окажешься на бойком месте. Справа – открытое летнее кафе, единственное место на ярмарке, кроме рестораций, где можно курить; оно всегда забито чиновниками из Главного дома и евреями-маклерами, ищущими гешефта. Перед бульваром толкаются люди с ваксой и свечами, мальчишки с газетами, татары с мылом, продавцы пряников и квасу, кокотки, приезжие помещики с женами и дочками, спокойные англичане, развязные румыны и неизбежные персы с коврами.


От Главного дома идет на север бульвар, упирающийся в Спасо-Преображенский собор, также обязанный своей красотой Монферрану. Справа и слева по обеим сторонам бульвара – знаменитый Гостиный двор: 48 корпусов, расположенных в 12 линий по 4 корпуса в каждой. В одном корпусе – 42 лавки, внизу купцы торгуют, а наверху живут. Лавки открываются уже в 6 часов утра. Ряды имеют свои исторически сложившиеся названия: слева – Галантерейный, Серебряный, Книжный, Фарфоровый и Хрустальный, Пушные, Шляпный-Нижегородский, Астраханский и Ярославский, Армянские ряды (это все и есть лыковский квартал), справа – Суконные, Суровские, Чулочные, Панские розничные и гуртовые, Игольные Ярославский и Московский, Шуйский-Бухарский, Лоскутный и Кафтанный ряды.


Здесь тон задают московские и иванововознесенские мануфактуристы, самые богатые и влиятельные люди на ярмарке; наибольшие обороты делаются в этих рядах, а купленные здесь товары расходятся от Северо-Американских Соединенных Штатов (ежегодно закупают ровно миллион аршинов холста ручной выделки) и до Китая (куда, правда, охотнее всего увозят российскую звонкую монету).


Корпуса разделены одиннадцатью линиями с юга на север и тремя улицами с востока на запад; улицы имеют 6 сажен ширины, а бульвар – 15. На бульваре стоят помповые колодези. В конце бульвара, перед собором, живописно расположились четыре корпуса Китайских рядов, с крышами под пагоды и китайскими болванами на фронтонах. Здесь раньше была через Кяхту большая чайная торговля; с появлением кантонского чая она уменьшилась, и опустевшие было лавки тут же заняли всесильные мануфактуристы.


Все это пространство огромной дугой огибает Обводный канал с четырьмя проезжими мостами и двумя пешеходными.


Справа за каналом – мечеть (она и объединяет Азиатский квартал), слева – Армянская церковь. Там же слева, в сторону Кунавина и железнодорожного вокзала – последние ряды: Ваточный, Пушной, Мурашкинский-Меховой и Васильевский пестрорядинный. Между ними и церковью – лучшая на ярмарке ресторация Никиты Егорова, ниже – постоялые дворы, кухни и казачий двор, где стоят ежегодно вызываемые на ярмарку оренбургские казаки.


Вот и вся ярмарка!




Канавинский мост


Дата постройки: 1933 г.

Предыдущие названия: мост им. Н. Пахомова (до 1938 г), Окский (до 1965 г).


Сейчас нижегородцам сложно представить, что когда-то в Нижнем Новгороде не было моста через Оку.


Речная переправа в виде плавучего настила из бревен существовала еще в начале XVIII века, но во исполнение указа императора Петра I первый губернатор Нижегородской губернии А.П. Измайлов в 1714 году приказал мост сжечь, дабы каждый житель России самостоятельно осваивал морское дело. В течение почти ста лет летом реку преодолевали с помощью лодок, паромов и самодельных плотов, а зимой – по льду.


Когда ярмарку разместили на Стрелке, нужно было решать вопрос с переправой. В то время численность населения Нижнего Новгорода составляла около 18 тысяч жителей, а приезжих ожидалось не менее 150 тысяч человек. Конечно, ни лодочники, ни паромщики не смогли бы обеспечить переправу такого количества людей через Оку из Нижнего Новгорода на ярмарку и обратно. Поэтому уже 10 июля 1817 года для сообщения города с ярмаркой торжественной процессией под колокольный звон был открыт мост. При условиях техники того времени, мост с его зыбкой настилкой через такую широкую реку, как Ока у ее устья, казался своего рода чудом, и когда крестный ход вступил на него, многие не решились следовать за ним. В доказательство полной надежности моста, после молебна и парадного обеда, на обратном пути перед глазами всех горожан, плотной толпой стоявших на берегу, губернатор Быховец проскакал по мосту во весь дух на шестерке лошадей.


Наведенный плашкоутный мост состоял как бы из трех частей: первая часть его, собственно через Оку, была расположена на 24 баржах-плашкоутах , покрытых деревянными палубами протяжением 510 метров, береговые участки были намертво закреплены якорями, а центральный участок был подвижным для пропуска судов; вторая часть, через песчаный остров, была на столбах, а третья представляла собой свайный (стационарный) участок через затон. Вся же длина моста от города до ярмарки составляла около 800 метров. С обеих сторон его были оборудованы тротуары. На остров Гребневские пески были устроены съезды. Современники отмечали удобство и безукоризненность действий такой переправы, называли мост «гениальным произведением Бетанкура».


Неудобство переживало судоходство, подолгу ожидая развода моста. Наплавная часть моста регулярно разводилась около 2-х часов ночи для пропуска караванов судов, а также для разгрузки уральских металлов и астраханской рыбы на Гребневские пески.


Загулявшие в ярмарочных трактирах купцы и городские обыватели спешно расплачивались по счету и сломя голову на извозчиках мчались по темным пустым улицам к мосту. Некоторые поспевали и благополучно перебирались по мосту, другие натыкались на решетку с красным фонарем, запрещающую проезд. Тогда они пытались проскользнуть пешком, пока шли приготовления к отводу плашкоутов, и бегом, обгоняя друг друга спешили через мост. Полицейские их пропускали за определенное вознаграждение.


Затем раздавался свисток полицейского баркаса, и огромная часть моста медленно отодвигалась в сторону. Маленьким буксирным пароходам и лодкам удавалось проскочить в ночи до полной разводки моста без очереди, и начиналась возня, ругань, спор, перебранка. Затем отводили второй плашкоут, разводка была окончена. Баржи медленно и плавно одна за другой трогались с места. Сначала проходил низовой караван, затем пропускали в обратном направлении верховой. Между 5 и 6 часами утра плашкоуты возвращались на прежнее место, и переправа возобновляла свою работу.


Ежегодно в середине октября мост разбирался, а к 25 июня его наводили вновь. На содержание моста поначалу собиралась плата: по две копейки с пешехода, 25 копеек – с порожней одноконной повозки, по одной копейке с пуда груза. В дальнейшем эта плата была отменена, а на содержание моста взималось 15% с суммы, собираемой за наем лавок, что составляло 52 тысячи рублей в год. Содержание плашкоутного моста возлагалось на рабочую артель из 32 человек.

На мосту запрещалась быстрая езда, за этим строго наблюдали казаки, охранявшие ярмарку.


Торговля происходила даже на плашкоутном мосту. В части, лежащей на столбах, устраивались с правой стороны (идя из города) – биржа для чернорабочих и трактир, а с левой – справочное место для торговцев, казачья гауптвахта, два трактира, меняльные столики и балаганчики часовых мастеров. В части же, расположенной ближе к ярмарке, с обеих сторон моста, за перилами над водой, устраивались буквально в висячем положении лавочки, в которых торговали фуражками, шляпами, книгами, стальными павловскими изделиями, шапками, старыми и новыми самоварами, разными мелочами и тем сортом красного товара, который у торговцев назывался кустарным; тут же торговали квасом, калачами, яблоками и другим. При одном взгляде на эти хлипкие конструкции возникала мысль, что «видно, и впрямь русское: авось, небось да как-нибудь – надежный фундамент».


Мост оканчивался со стороны ярмарки двумя трактирами, стоящими с обеих сторон его.


20 мая 1896 года был пущен трамвай. Линия была однопутной, в определенных местах устраивали развязку. Вопрос о строительстве постоянного моста неоднократно возникал на заседаниях Городской думы Нижнего Новгорода, создавалась даже специальная комиссия, но дело не продвинулось из-за несогласия правительства назначить сбор с подвод и пешеходов. Затем вопрос оставался открытым ввиду военного времени.


Строительство стационарного моста началось только в 1930-е годы. Пришлось поднять заливаемую территорию на обоих берегах, и первые этажи зданий на улице Рождественской и на ярмарке оказались засыпанными. Длина моста 795,5 метров, ширина – 23, 6 метра. Русло перекрыто шестью арочными металлическими пролетными строениями. Одна из опор находится в северной части острова Гребневские пески.


Пока шло строительство Канавинского моста, наплавной мост продолжали наводить. На некоторых старых фотографиях можно увидеть обе переправы. Проезд по нему снова стал платным. Только крестьяне, приезжавшие на базар из деревни с удостоверениями сельсовета, освобождались от платы.


Мост был построен за полтора года. 1 апреля 1933 года было открыто пешеходное и гужевое движение, а 1 мая 1933 года состоялось торжественное открытие всего полотна моста. После митингов, прошедших на левом и правом берегах реки Оки, были перерезаны ленточки. Одновременно с обеих сторон через мост прошли два трамвая, затем навстречу друг другу двинулись колонны трудящихся Свердловского, Канавинского, Автозаводского и Сормовского районов города.


Изначально мост был назван в честь председателя Горьковского крайисполкома Николая Пахомова. Но в 1938 году Пахомов был репрессирован и расстрелян «как враг народа», а мост переименован в Окский, а когда в 1965 году был построен Молитовский мост, то первый в нашем городе мост стали называть Канавинским.




Собор Александра Невского


Архитектор: Р.Я. Килевейн, Л.В. Даль

Даты строительства: 1867- 1881 гг.


Одно из главных сохранившихся зданий на Стрелке – Собор Александра Невского.

Высота этого храма - более 80 метров. Это самый высокий храм в Поволжье. Его силуэт виден далеко с речных просторов и холмов верхней части города.

Автором проекта стал нижегородский губернский архитектор Роберт Яковлевич Килевейн. За основу был взял проект церкви знаменитого зодчего Константина Тона - Благовещенский храм лейб-гвардии конного полка в Санкт-Петербурге. До наших дней эта церковь в Петербурге не сохранилась. Здание построено в модном тогда неорусском стиле.


Активную помощь в строительстве Роберту Килевейну оказывал Лев Владимирович Даль. Талантливый архитектор, сын Владимира Ивановича Даля - создателя Словаря живого великорусского языка.


На месте строительства был крайне ненадежный, топкий грунт. Из-за этого поднимался вопрос о переносе строительной площадки. Но в итоге был предложен смелый и оригинальный выход: вымостить топь рядами дубовых брёвен, скреплённых друг с другом, и уже поверх них сделать каменную кладку.

Кто был автором этой идеи - достоверно неизвестно.


Три нижних слоя из брёвен представляли собой сплошной плот. Он был сделан из 1214 дубовых брёвен. При этом учитывалось свойство дуба - находясь во влажной песчаной среде, он приобретает прочность металла, становится морёным. Такая конструкция обеспечивала равномерную осадку и долговечность фундамента. Плот оказывался в огромной заполненной водой глиняной "ванне", образовавшейся под тяжестью грандиозного сооружения.


Подобное решение оказалось верным. Уже более века храм не подвергался никаким фундаментальным разрушениям, несмотря на то, что в весенний разлив рек площадь перед ним затоплялась, и собор представлялся словно плавающим в воде.


Главным заказчиком строительства выступило ярмарочное купечество. Собор стал вторым православным храмом на территории Нижегородской ярмарки. Поэтому его иногда называют Новоярмарочным.


Выбор святого, которому посвятили храм, был не случаен. В 1858 году Нижегородскую ярмарку посетил император Александр II. В знак увековечивания своих верноподаннейших чувств нижегородское купечество решило освятить главный престол будущего храма в честь тезоименитого святого императора (значит небесного покровителя, чьё имя носит человек) - Александра Невского. Не забыло купечество и отметить прибывшую с императором супругу - Марию Александрову. В честь её тезоименитой святой Марии Магдалины был освящён второй престол. Третий престол собора освятили в честь Николая Мирликийского. Святого покровителя присутствовавшего вместе с родителями наследника Николая Александровича.


Внутреннее убранство храма было не менее впечатляющим, чем внешние архитектурные формы. Ярмарочное купечество не жалело денег на убранство храма – в нём были древние иконы в дорогих серебряных позолоченных ризах, дорогие кресты с частями мощей, старинные Евангелия. Кроме написанных московским иконописцем Фёдором Андреевичем Соколовым икон в храм были привезены разные древности и иконы из ликвидированного после пожара Макарьевского монастыря - Макария Желтоводского, Спаса Нерукотворного и другие. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери и Животворящий Крест Господень.


Послереволюционная судьба собора Александра Невского не отличается от судьбы большей части культовых построек в России. В конце 1920-х годов Нижегородская ярмарка была ликвидирована. Проект реконструкции ярмарочной территории предусматривал снесение собора Александра Невского и возведение на его месте маяка с памятником Ленину. Этот проект не был осуществлён, но в мае 1929 года храм был закрыт, ценности изъяты, а зимой 1930 года по решению руководства Волжской флотилии иконостасы и все деревянные украшения собора пустили на дрова для обогрева местных домов. Прихожанам удалось спасти лишь несколько икон, в том числе икону Божией Матери и Животворящий Крест. В конце 1930-х годов все пять шатров были разобраны. В годы Великой отечественной войны на их месте были установлены зенитные орудия.


Возрождение Собора Александра Невского началось в 1983 году. Восстанавливали храм по редким, сохранившимся с конца XIX и начала XX века фотографиям. Любопытно, что современные инженеры так и не смогли понять, как строителям в конце XIX века удалось установить и закрепить в соборе огромный иконостас, высота которого достигала 26 м. Реставраторам пришлось разрабатывать совершенно иную конструкцию иконостаса и новые инженерные решения. Сейчас в храме находится уникальное собрание образов Богоматери и необычная икона – Собор Всех Нижегородских Святых.


Церковные службы возобновились здесь с 1992 года.




Соборный колокол


Дата отливки: 5 октября 2011 г.

Автор барельефа: Андрей Забалуев


Рядом с собором сейчас находится третий по величине колокол в России весом около 60 тонн. По весу его превосходят только Царь-колокол в Москве и колокола в Троице-Сергиевой Лавре. Высота и диаметр колокола совпадают и равны 4 метрам. Изготовлен он из колокольной бронзы (80% меди и 20% олова).


В оформлении Соборного колокола использована иконопись: своды его украсили рельефные изображения святых Серафима Саровского, Александра Невского, Макария Желтоводского, основателя города Нижний Новгород князя Георгия Всеволодовича. По нижнему поясу колокола идёт надпись, увековечивающая имена всех попечителей и благотворителей, принявших участие в его создании.


Над барельефами колокола работал скульптор Андрей Забалуев. Отливка колокола состоялась 5 октября 2011 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Заливка длилась без перерыва целый день. А остывала такая громадина почти три недели. За художественное оформление и звучание благовеста отвечали специалисты из Москвы.


С 2009 года Собор Александра Невского стал кафедральным, т.е. главным собором Нижнего Новгорода. При храме функционируют воскресная школа, школа колокольного искусства, курсы катехизаторов, библиотека православной литературы, столярная мастерская, иконописная мастерская.





Памятник Александру Невскому


Место установки и эскиз монумента выбирали нижегородцы — в голосовании приняли участие почти 10 тысяч человек. Высота памятника - 13 метров, самой скульптуры — 6 метров.


Над памятником работал творческий коллектив под руководством народного художника России, председателя Союза художников страны, скульптора Андрея Ковальчука. В его состав вошли скульптор Александр Миронов и группа молодых архитекторов.


Отметим, что постамент памятника с обеих сторон украшают рельефы, которые рассказывают о постриге (обряд принятия в священнослужители) и преставлении князя.


Появление памятника полководцу в 2021 году в Нижнем Новгороде связано сразу с двумя крупными датами - 800 лет исполняется со момента основания города и со дня рождения Александра Невского.


Для справки


Что связывает Александра Невского и Нижний Новгород? Пожалуй, связь эта в первую очередь - символическая и духовная.


О жизни одного их самых популярных исторических деятелей русской истории вообще известно очень мало. Вероятной датой его рождения может быть 13 мая — день памяти святого Александра Римлянина — единственного святого, тезоименного князю и отмеченного в Минее XIII века. Относительно года рождения мнения историков расходятся: преобладает точка зрения, что Александр Невский родился в 1221 году, в год основания Нижнего Новгорода. Основателю города князю Юрию Всеволодовичу Александра приходился родным племянником. Его отец, Ярослав Всеволодович, был младшим братом князя Юрия и выступал на его стороне в Липицкой битве.


На Нижегородской земле в 1263 году окончился земной путь князя Александра Невского.

«Великий же князь Александр Ярославич взыйде от иноплеменник до Нова города до Нижняго и ту пребы дни мало здрав, дошед Городца и разболеся. …Великий же князь Александр Ярославич ревновав по господе бозе своем крепко, оставя земное царьство и желая небесного царьствия, возприят ангилский образ мнишескаго житиа; ещё сподоби его бог больший чин воспияти — скиму. Тако господеви дух предаст с миром, скончася месяца ноября в 14 день».


То есть летописец сообщает, что князь выехал из Орды на Русь, в Нижнем Новгороде занемог и, едва доехав до Городца, 14 ноября (старого стиля), приняв монашеский постриг и высший иноческий чин — схиму, скончался.


Согласно легенде, Александр Ярославич Невский скончался в келье Городецкого Феодоровского мужского монастыря. К сожалению, легенда эта не подкреплена документальными источниками. Древняя история Феодоровской обители остаётся практически неизвестной. Указанный монастырь не упоминается ни в летописном сообщении о смерти князя Александра Невского, ни в его Житии. Житие было написано во Владимире в начале 1280-х годов неизвестным иноком Рождественского монастыря. Как видно из текста Жития, перед смертью князь принял монашеский постриг и схиму, но где точно произошло это событие — неясно. Причём Житие сложилось независимо от летописных известий. Подробности Жития основаны на рассказах очевидцев и свидетелей, знавших и наблюдавших Александра Невского как полководца.


Из летописей известно о существовании в Городце в XIV веке монастыря святого Лазаря, а вот летописные упоминания о Фёдоровской обители XIII–XIV веков отсутствуют. Косвенным свидетельством её существования может быть упоминание под 1401–1402 годом в духовной грамоте владельца Городца князя Владимира Андреевича Серпуховского т.н. «фёдоровских варниц» в Соли-на-Городце (на месте будущей Балахны). Однако это упоминание и время кончины князя Александра Невского разделяет почти полтора столетия.




Стадион «Нижний Новгород»


Даты строительства: 2015 – 2018 гг.


Перед нами спортивная арена «Стадион Нижний Новгород».

Он был построен специально к проведению игр Чемпионата Мира по футболу 2018. Его вместимость 45 тыс. человек. Что сравнимо, например, с размером домашнего стадиона английской команды «Челси» - «Стэмфорд Бридж» (42 тыс. зрителей).


Строительство такого крупного объекта вблизи собора Александра Невского вызывало беспокойство общественности и специалистов. Работы могли привести к изменению структуры почвы и, как следствие, к разрушению храма. Но к счастью, опасения были напрасными.


Огромный стадион выглядит легким - в его оформлении были использованы белый и голубой цвета, ключевой темой стали мотивы воды и воздуха. Он органично вписывается в окружающий ландшафт и служит фоном для желтого собора Александра Невского.


С 18 июня по 6 июля 2018 года здесь прошло 6 игр мундиаля - 4 матча группового этапа, 1/8 финала (Дания-Хорватия), 1/4 финала (Франция-Уругвай). 21 июня на матче Аргентина-Хорватия присутствовал живая легенда футбола - Диего Марадонна, которого неудачная игра аргентинской сборной (0:3) довела до слез.





Стрелка Волги и Оки


Место встречи Волги и Оки получило свое название "Стрелка", вероятно, из-за сходства формы острого мыса с наконечником стрелы.


Отсюда, с места слияния двух рек, хорошо просматривается панорама Нижнего Новгорода. Если бы мы переместились лет на 150 назад, то увидели наш город без современной застройки, но вполне узнаваемый. С Дятловых гор уступами спускается нижегородский Кремль. Внизу, вдоль реки – территория Нижнего Посада с доходными купеческими домами. Издалека видно самое нарядное здание на ул. Рождественской - Строгановская церковь.


В отличие от крутого правого берега, левый берег - пологий, около него и начинают строить пристани. Так появляется сначала Сибирская пристань – вверх от Стрелки по Волге, потом – вверх по Оке – Петербургская.


Большая часть товаров доставлялась по воде. Товар выгружался на пристани Стрелки. Вся эта прибрежная территория долгие десятилетия представляла унылое зрелище: деревянные строения, которые чаще всего из-за паводков ежегодно перестраивались, огромные тюки и штабели товара, сложенные прямо на земле, и огромное количество народа, снующего, как в муравейнике. В ярмарочные дни здесь кипела жизнь, но не такая, как в торговых рядах, а «закулисная», тяжелая и неприглядная.


В конце 19 века за ярмарочный сезон в город прибывало примерно 3 тысячи судов. Это значит, что иногда к берегу выстраивались в ряд по 5-6 барж и с дальней нужно было выгрузить товар. По шатким, раскачивающимся мосточкам молодые мужчины перетаскивали на спинах мешки, тюки и ящики, складывая все это на берегу, чтобы потом доставить на склады или в торговые лавки.

Среди грузчиков выделялись крючники – которые перетаскивали товары при помощи железного крюка, и лямочники – удерживающие тяжести с помощью веревки или ремня на спине. Чтобы скорее выполнить работу, грузчики брали по 2-3 мешка. Мешки с товарами весили в среднем около 65 кг, с солью – в 2 раза больше, а с зерном – более 150 кг. За день на спине каждый из них перетаскивал по 5-10 тонн товара. Нередко ноши придавливали рабочих, те могли получить увечья, споткнувшись или упав с мостков в реку. Зарабатывали они неплохо (до 5 рублей в день), но немногие выдерживали такие нагрузки: многие надрывались, возвращались домой калеками.


На Стрелке встречались и представители другой профессии – бурлаки, которые тащили груженые баржи вверх по рекам. Бурлацкие артели, состоящие не только из мужчин, но и из женщин, тянули суда с рассвета до заката, проходя в день по 10-15 км, чтобы доставить товар на торг.


Постепенно территория вокруг пристаней преобразовывается: к началу ХХ века деревянные постройки сменяются каменными складами и пароходными конторами.


На Стрелке располагается объект культурного наследия – металлические конструкции павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки. Они дважды - в 1882 в Москве и в 1896 году в Нижнем Новгороде служили частями главного павильона.


После завершения выставки 1896 года часть павильонов осталась в Нижнем и некоторое время не использовалась. Несколько штук выкупили и перенесли в начале XX века на Сибирскую пристань владельцы компании «Надежда». Каркасы были использованы для строительства лабазов, где хранились грузы. Два остались в Нижнем, а два чуть позже перевезены были на Бор, за Волгу (сейчас они утрачены).


Старинные конструкции простояли, невидимые под кирпичной кладкой, на закрытом для посторонних промышленном объекте до 2015 года, когда их обнаружили и распознали нижегородские архитекторы. Уже в 2019 году на Стрелке в Пакгаузах прошли сразу два ярких фестиваля - лазерных шоу и оперный фестиваль под открытым небом.


В настоящий момент Пакгаузы планируется покрыть стеклом и преобразовать в выставочное пространство.





Отель «Никитин» (гостиница Никитиных)


Адрес: ул. Стрелка, д. 13

Архитектор: Николай Васильевич Никитин

Даты строительства: 1880-е гг.


Многочисленные купцы, которые прибывали на Ярмарку, нуждались в жилье, поэтому на ярмарке было много гостиниц. Одна из них – гостиница Никитиных (архитектор – однофамилец хозяина). В бывшем доходном доме он соединил мотивы западноевропейской архитектуры и русского стиля. Название современного отеля "Никитин" отсылает нас к фамилии первого владельца - Акима Никитина, одного из трех знаменитых братьев Никитиных, основателей русского цирка.


Отец семейства был шарманщиком. Сыновья вместе с ним на улице давали кукольные представления, поставили втроем акробатический номер. Они были талантливыми, разносторонними артистами, к тому же - с деловой хваткой. Самый способный и смекалистый из них, Аким, верховодил в семье с 18 лет. Последнее слово всегда оставалось за ним.


В то время цирки в России принадлежали исключительно иностранцам. Сам цирк больше походил на кунсткамеру. Главным образом там показывали людей со всевозможными уродствами. Русских артистов с их номерами в иностранные цирки не брали. Братья Никитины решили пробиться к публике напрямую - открыть свой, русский цирк.


1873 году они приобрели цирковое имущество у разорившегося иностранца в Саратове. Втроём давали целую программу: цирковые номера, кукольная комедия, дрессированные собаки и в заключение обязательно – самое сложное, пантомима. Гастролировали, переезжая в течение года из одного города в другой с учетом получения максимальной прибыли от выступлений (где больше зрителей в это время): до начала поста - Тифлис, во время поста - Баку, с начала навигации - Астрахань, потом вверх по Волге - Царицын, Саратов, Самара, Казань, к открытию ярмарок - Нижний Новгород, Иваново-Вознесенск, Харьков. Нижегородская ярмарка, самая крупная, особенно привлекала манила Никитиных. Но и попасть туда было трудно.


Поэтому свой, первый деревянный стационарный цирк братья строят в Пензе, на льду реки Суры, потому как земля в городе на время ярмарки к их приезду вся была сдана (а про воду они сообразили первые). Денег не хватило - наездница труппы (и будущая жена Акима) отдала последние свои деньги и ценности.


Лишь несколько лет спустя они смогли арендовать участок на Нижегородской ярмарке. И менее чем через год там появляется первое каменное стационарное здание цирка на Старо-Самокатной площади (место современного магазина "Декатлон").


Солидный и добротный он изумлял своими масштабами, а внутренняя отделка — помпезностью: лепнина, позолота, по всему куполу цветная роспись в русском стиле, электрическое освещение. На колоннах — медальоны с рельефными изображениями лошадиных голов и масок клоунов.


19 июля 1887 после пышного молебна в новом здании состоялось первое представление "Большого русского цирка братьев Никитиных". В труппе на тот момент было 140 человек и 90 лошадей.


Для получения дополнительного дохода Никитины ставят карусель, паноптикум, катают детей на пони. Для привлечения публики вводят в русский цирк номера, которые отличаются от номеров в иностранных цирках «русским духом» - состязания скороходов в мешках или цепях, национальные виды борьбы. К открытию Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки Аким Никитин на манеже своего Нижегородского цирка блеснул выдумкой: особо торжественные представления начинались с появления громадного объемного герба Нижнего Новгорода, в котором вместо нарисованного стоял в центре... живой олень. О «никитинском гербе» было толков не меньше, чем о первой трамвайной линии, пущенной к открытию выставки.


Даже реклама цирка поражала воображение современников. Гости ярмарки могли видеть как тройка гусей, впряженных в простое корыто, тянет по реке разухабисто бренчащего на балалайке паяца с размалеванным лицом, который веселыми прибаутками громко зазывает народ в свой цирк.


К тому времени, Никитины владели несколькими цирками в разных городах, были тесно связаны со зрелищными агентствами Берлина, Парижа, Лондона. Продолжали выступать и сами. Дмитрий - атлет, солист на балалайке; Аким - жонглёр, Рыжий клоун в маске Иванушки-дурачка; Пётр - шпагоглотатель, прыгун, гимнаст на трапеции.


Гостиница на ярмарке, выстроенная по заказу Никитиных, также служила им источником дохода. Здесь жили цирковые артисты, здесь Аким Никитин оформлял им договоры и взамен получает комиссионные (куртаж).




Главный ярмарочный дом


Адрес: ул. Совнаркомовская, д. 13

Архитекторы: Карл Васильевич Трейман, Александр Иванович фон Гоген и Алексей Георгиевич Трамбицкий.

Дата постройки: 1890 г.


Главный ярмарочный дом сейчас принадлежит ЗАО «Нижегородская ярмарка», здесь располагается музей «Россия – моя история», офисы, магазины.


Постройка напоминает московский ГУМ. Да и построено оно было в том же 1890 году. Как и здание ГУМа, наш главный ярмарочный дом в своей архитектуре подражает древнерусским теремам. Фасад богато украшен узорами, резными каменными наличниками и кокошниками над окнами.


Это уже второе здание Главного дома на этом месте. Первое здание по проекту Августина Августиновича Бетанкура начали возводить сразу же, после перенесения Макарьевской ярмарки на Стрелку. В 1822 году состоялось его освящение.


Изначально предполагалось, что в Главном ярмарочном доме будет биржа для ярмарочного купечества, где они будут заключать крупные сделки. Но купцы по традиции предпочитали трактиры. Так что пустые помещения на втором этаже отдали под временную квартиру губернатора - он переселялся туда, пока работала ярмарка. На первом этаже размещались канцелярия губернатора, клуб и ресторан. В парадном зале устраивались балы, маскарады и концерты для местного дворянства с участием европейских артистов.


По обеим сторонам от Главного дома стояли административные корпуса - ярмарочная контора, почтовая контора, а также полиция, больница и гауптвахта. Ярмарочная контора занималась раздачей казённых лавок в аренду торгующим, взиманием платы, ремонтом лавок и составлением отчётов о торговых оборотах. При ярмарочной конторе были пожарная и воинская команда.


Вся территория ярмарки была выкуплена государством. За казённый счёт были выстроены торговые павильоны, средства от аренды которых поступали в государственную казну. Доход казны со всех ярмарочных сооружений и земли к 1860 году составлял 180 тыс. рублей серебром. Общая сумма, полученная казной с торгующих на ярмарке, к 1850 году полностью окупила строительство гостиного комплекса в Нижнем Новгороде (3 млн. рублей).


Перед Главным домом располагалась площадь «для торжествований», ограниченная по сторонам торговыми корпусами.


На противоположной стороне площади, на одной линии с центральным входом с 1865 года находилась так называемая Флачная часовня. Ежегодно торжественным поднятием флагов на часовне ознаменовывалось начало торговли, поэтому её называли Флачной. Происходило это всегда в одно и то же время: 15 июля. Из Макарьевского монастыря привозили на ярмарку чудотворную икону Макария Желтоводского. Этот особо почитаемый купцами святой считался покровителем Нижнего Новгорода и ярмарки.


Существовало поверье: если оба флага дружно взовьются, как один, то ярмарка будет бойкая и весёлая; если беспомощно повиснут вдоль флагштоков, - примета дурная, ярмарку предвещает вялую, торговлю плохую, малоприбыльную. Если флаги ветром потянет за Оку, в сторону Нижнего Новгорода, нижегородцы весело улыбаются, а москвичи хмурятся: ярмарка будет прибыльной для нижегородцев, а для Москвы – плохая. Если потянуло флаги в сторону Кунавина, в старину говорили: быть ярмарке гулёвой; улыбались трактирщики. Момента поднятия флага ждали все с замиранием сердца. Сразу после поднятия флагов на Макарьевской часовне поднимали флаги на мачтах судов у пристаней. С этого момента ярмарка считалась официально открытой.


В середине 1880-х годов здание Главного дома обветшало и было разобрано. На его месте появилось новое, нарядное, выстроенное в русском стиле.


Здесь разместились самые дорогие магазины – крупные ювелиры, например, Карл Фаберже, торговцы коврами, парфюмеры. Первый этаж занимали 70 крупных магазинов, на втором ярмарочная контора и комитет, Госбанк, почта и телеграф. Здание освещалось 500 электрическими лампами и 15 большими фонарями. Для этого рядом была построена электростанция. На ней одно лето работал Александр Степанович Попов, изобретатель радио. В центральном зале играла живая музыка.


Строительством Главного дома завершился процесс передачи ярмарочных строений в собственность купечества. С 1890 года ярмарка полностью перешла в ведение ярмарочного комитета. Целых семь лет (1891-1897) председателем комитета был крупный московский промышленник и меценат Савва Тимофеевич Морозов.


Перед Главным домом находится старинный фонтан. В 1870 году на средства ярмарочного купечества был построен водопровод. Было установлено два одинаковых по архитектуре фонтана. Один находится перед Главным домом, второй - в Китайских рядах ярмарки. На фонтанах сохранилась надпись «иждивением нижегородского купечества», год отливки, а также клеймо завода-изготовителя.


Уже после закрытия ярмарки, в 1930-е годы в Главный дом переехали городские власти, позднее здесь открылся большой магазин «Детский мир».

С 1990 года «Детский мир» снова стал Главным ярмарочным домом.




Бетанкуровский канал


По линиям современных улиц Бульвар мира - Бетанкура - Мануфактурная проходил канал, названный в честь строителя Ярмарки, инженера Августина Бетанкура.


Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина в России звался куда проще - Августин Августинович Бетанкур. Он родился в Испании на острове Тенерифе. Выходец из знатного испанского рода, Бетанкур учился в Париже, потом работал инженером на испанское правительство, занимал высокие должности. Уже немолодой, пятидесятилетний инженер в начале XIX века уехал в Россию. Такому ценному специалисту обрадовались, сразу дали звание генерал-майора и поручили модернизацию военных заводов в Туле и Казани, что он успешно и сделал. Позже он конструировал оборудование для печатания денег, придумал новую технологию нанесения водяных знаков, построил первый мост через Неву «Василеоостровский», тот самый, который пережил наводнение, описанное Пушкиным в «Медном всаднике». Но самое известное его детище - Манеж в Москве.


Летом 1817 года Бетанкур прибыл в Нижний. Был удовлетворён выбранным для ярмарки местом. Особенно привлекательным ему показалась возможность причаливать судам непосредственно к месту торжища.


Проект новой ярмарки на Стрелке был утвержден Александром I. Из казны выделяется 6 миллионов рублей на строительство ярмарочных сооружений.

В первый год строительства из 2 миллионов рублей, предназначенных на реконструкцию Зимнего дворца, полтора миллиона направлено на сооружение Нижегородской ярмарки. Строительство ярмарочного комплекса шло четыре года. До открытия торга А.А. Бетанкур каждое лето проводил в Нижнем Новгороде, лично руководил работой на всех стадиях строительства ярмарки, решал многие проблемы развития города.


По его указанию напротив ярмарки был возведен "инженерный дом", где жили его сотрудники, недалеко отсюда (ок. села Гордеевка) он наладил работу трех кирпичных заводов, выпускавших до 3 миллионов кирпичей ежегодно.


Бетанкуровский канал был уникальным техническим сооружением. Изначально предполагалось соединить в единую систему крупное Мещерское озеро с многочисленными болотцами, озерцами, оврагами и каналами для осушения территории. Именно для этого с трех сторон гостиного двора был вырыт большой обводной канал, соединявшийся с Мещерским озером. Его длина была 1,5 км, а ширина около 100 м. Планировалось, чтобы торговые суда заходили в него прямо с реки, для чего был сооружен 20 метровый Пырский канал. Была выстроена система мостов. Но эта идея оказалась неосуществимой, так как уровень воды в нем был выше, чем в Волге, а вот решить обеспечение санитарно-гигиенического состояния территории ярмарки удалось: вдоль берегов канала проложили две подземные галереи с размещенными в них санитарными узлами.


На Нижегородской Ярмарке впервые за все время строительства ярмарок в России были устроены санитарно-технические помещения.


Войти в подземные галереи можно было через круглые башенки (всего их было 11), расположенные между крайними рядами гостиного двора. Там ежедневно топились печи для истребления сырости и дурного запаха. Стены и своды галерей сделали каменными, пол выложили кирпичом. По задним стенам галерей были проложены желоба, а над ними — установлены писсуары, разделенные перегородками. Канализация такого рода была первой в России, да и в Европе.


Галереи очищались водой, впускаемою по нескольку раз в день из находящихся вверху обводного канала водоемов. Эта вода уносила нечистоты в трубы, проведенные в Оку.


Устройство этих подземелий, столь необходимых при многочисленном стечении народа, вызывало справедливое удивление и восхищение.


Впрочем, ярмарочной полиции подземелья добавляли проблем - нередко там находили тела ограбленных и убитых купцов или находили проституток.


В 1970-е годы то, что осталось от Бетанкуровского канала, было засыпано.




Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор


Адрес: Ярмарочный проезд, д. 10, корп. 1

Архитекторы: А.А. Бетанкур, О. Монферран

Дата постройки: 1822 г.


От Главного ярмарочного дома к Староярмарочному собору идет улица Ярмарочный проезд - центральная ось ярмарочного архитектурного ансамбля, которая до революции носила имя Модная аллея.

Здесь продавали заграничные галантерейные товары – бумажные чулки из Англии и Г