Поиск

Започаинье

Пост обновлен сент. 8


Ильинская церковь (Ильинская, 9)

С Юго-Западной стороны Кремля открывается вид на прекрасный старинный храм. Это церковь в честь святого пророка Божия Илии.

История его создания восходит ко временам Древней Руси, к началу XVI века, 1505г. В то время напало на Нижний Новгород великое, страшное войско татар и нагайцев. Во главе его стоял Казанский хан Мухаммед-Амин. В свое время, когда в Казани велась борьба за престол, Московский великий князь Иван III оказал поддержку Мухаммеду-Амину и возвел его на престол Казанского ханства. Казань стала полностью зависимой от Москвы. Но в последний год жизни Ивана III Мухаммед-Амин “забыл” все благодеяния своего русского покровителя, захотел освободиться от подданства Московскому князю и даже осмелился “воевать” русские земли. Так в 1505 году он осадил Нижний Новгород.

Воеводой города был в то время молодой, но уже показавший себя в боях Иван Васильевич Хабар-Симский. Неприятель уже подошел очень близко к городу. В распоряжении воеводы был лишь небольшой гарнизон, который, конечно же, не мог противостоять большому татарскому войску. Помощи ждать было неоткуда. Положение было совсем безвыходное и население города ждала верная скорая погибель или жестокое пленение.

Вот в этот страшный момент, когда решалась судьба города и участь всего его населения, вспомнил молодой воевода о пленных литовских стрельцах, которые находились в городской тюрьме, и призвал их на свою сторону. А взамен предложил им свободу. Согласились литовцы на предложение воеводы и направили в сторону неприятеля свои пушки.

И в самый ответственный момент, когда враги были уже готовы штурмом взять город, стрелец Федя Литовец (Федя Литвич) сделал такой удачный пушечный выстрел, что поразил шурина хана Махмет-Амина, ногайского мурзу. Выстрел этот нагнал такой страх на татар и нагайцев, что они в ужасе отступили от Нижнего Новгорода. А на месте поражения мурзы, близ палатки Мухаммед-Амина,и был построен деревянный храм во имя пророка Божия Илии. Почему именно в честь него? Именно с именем Илии-пророка, властителя грома и молнии, наши предки ассоциировали поражавшие врагов пушечные выстрелы.

Описание деревянного храма Ильи Пророка имеется в Нижегородской Сотной грамоте 1621 г. Согласно ей церковь была клетского типа (состояла из одного или нескольких прямоугольных срубов-клетей, покрытых двухскатными кровлями). У храма имелись паперть и шатровая колокольня с тремя колоколами. Была она простая, не отличалась богатством.

Позднее, в 1655 г. стараниями священника Стефана вместо обветшавшего храма был построен новый каменный. Постепенно к ней был пристроен трапезный предел во имя св.вмч.Мины Египтянина и Св.Семи Отроков Ефесских.

Храм неоднократно страдал от пожаров. Уже в 1875-1877 гг. храм был снова реконструирован на средства купцов Бочкарева А.Л. и М.Н.Смирнова. Четверик получил 4 малых главы на глухих барабанах по углам, была выстроена новая трапезная, притвор с примыкающей к южной стороне часовней, одноапсидный алтарь был заменен новым трехапсидным. (Абсида–полукруглый пристроенный алтарный выступ).

Ильинская церковь имела особое значение для торговых людей. В 1817 г. на праздник Ильи пророка в Нижнем Новгороде открылась ярмарка. А торговцы молились святому об удачном торге. Ранее в приходе церкви селились ямщики, привозившие товары из далека. Илья Пророк считается покровителем и ямщиков.

Действовал храм до 1932 г. После гражданской войны настоятелем храма был иеромонах Феофан (Василий Адаменко). В книге игумена Дамаскина “Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви 20-го столетия» рассказывается, что в храме у отца Василия все было подчинено строгому благочестию, в алтаре все разговоры запрещены. Он был очень нестяжателен и не брал за требы денег. У отца Василия в храме был упразднен хор, а на богослужениях пели все прихожане. Священник поощрял частое причащение и привлек в храм много молодых людей, составивших православную общину. Особенностью его прихода была русификация богослужения, что способствовало присоединению отца Василия к обновленческому движению. Однако он разочаровался в моральном облике обновленцев. В 1930г. он принес покаяние и вернулся со своей общиной в Патриаршую Церковь. Затем судьба священника складывалась типично для служителей Церкви 30-ых годов. В 1931 г. отца Василия арестовали и обновленцы закрыли Ильинский храм. Затем последовал новый арест, тяжелейшие работы в Карагандинских лагерях, а в 1937г., как и многих других оставшихся еще в живых священников, отца Василия снова арестовали, уже в лагере, и приговорили к расстрелу.

А здание храма после закрытия советские власти переоборудовали в цех по изготовлению сухофруктов, затем разместили здесь сухарный цех хлебозавода. В 1995 г. хлебозавод выехал, а здание было брошено в аварийном состоянии. В том же году здание храма передали в пользование православной общине Нижегородской епархии, был назначен настоятель отец Николай Горбатовский, возобновились богослужения. 27 июля 2004 года освящён и воздвигнут крест на колокольню. К 2014 году были восстановлены четыре малых купола. В настоящее время храм почти полностью отреставрирован на средства прихода и добровольные пожертвования.



Завод «Почайна» (Почаинская, 17)

Спускаясь вниз по улице Почаинской, мы можем подойти к дому № 17 – это здание завода, и это, пожалуй, самое интересное строение – Новолысковский пивоваренный завод купцов Ермолаевых. Рельеф здесь сложный, посмотрите сами, под каким углом убегают вниз дома на Почаине. И нашему с вами взгляду предстает главное производственное здание в пять этажей. Его видно издалека, да и вблизи можно долго рассматривать его полукруглые окна.

В 1882 году здесь открыли комплекс «Новолысковский пивоваренный завод наследников Федора Ермолаева». Купцы Ермолаевы родом из торгового села Лысково в 100 км от Нижнего Новгорода.

Родоначальником династии пивоваров стал купец первой гильдии Федор Ермолаев, выкупивший в 1860-е годы у дочери князя Грузинского, графини Анны Толстой, пивоваренный завод в селе Лысково. После кончины купца дело перешло к трем его сыновьям – Алексею, Василию и Сергею. Они не только смогли сохранить его, но и в значительной степени приумножили.

Лысковское пиво, славившееся своим качеством, успешно продавалось не только во всех поволжских губерниях, но также в Санкт-Петербурге и Москве. Постоянно растущий спрос на продукцию лысковского пивоваренного завода требовал расширения производства. В результате, в 1882 году братья Ермолаевы одновременно начали возводить новые каменные заводские корпуса в Лысково, и построили еще один завод – теперь уже в Нижнем Новгороде. Нижний был выбран потому, что отсюда ермолаевское пиво стало отправляться по российским городам и весям не только водным путем, но и по железной дороге. Начал курсировать специальный, фирменный вагон “Братьев Ермолаевых”.

1 июля 1909 года Ново-Лысковский пивоваренный завод, находившийся в Нижнем Новгороде, на Почайне, первым среди производителей алкогольной продукции в Нижегородской губернии освоил технологическую новинку.

Отныне три особо популярных у потребителя сорта пива, “Венское”, Столовое” и ”Золотое”, стали разливаться в бутылки, снабженные специальной металлической укупоркой “Идеал”, заменившей традиционную пробку. Новизна заключалась в том, что теперь откупоривание бутылки производилось без штопора – простым разрыванием укупорки с помощью язычка, находившегося на крышке бутылки.

В 1896 году на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде пиво Ермолаевых было отмечено серебряной медалью. А спустя семь лет, в 1903 году, для лысковского пива наступил “звездный” час: на Всемирной выставке в Лондоне оно было удостоено “Гран-при”, и это при том, что соперниками пивоваров из Лысково были знаменитые на весь мир фирмы из Германии, Чехии и Голландии!

Братья Ермолаевы всегда стремились внедрить в свое семейный бизнес все тогдашние технические новинки, результатом чего был рост производительности труда. Так, в 1909 году 50 рабочих лысковского пивоваренного завода произвели пива на 300 тысяч рублей!

В 1908 году под техническим надзором одного из совладельцев завода построили самое оригинальное здание комплекса — варочный цех. После революции 1917 года завод добровольно передали новым властям. В гражданскую войну комплекс разграбили, но в 1922 году начали восстанавливать. В Великую Отечественную войну на заводе развернули сушильное и мельничное производство. Для нужд фронта сушили лук, грибы, картофель, готовили варенье. В послевоенное время в заводском комплексе располагался ликеро-водочный завод, а после распада СССР, здание перешло в частные руки. И здесь образовалось предприятие ЗАО «Винагропром». Но проблемы с получением лицензии на производство алкогольной продукции так и не дали запустить конвейер. Сейчас на территории завода производят только квас, поэтому бОльшая часть производственных площадок стала простаивать…

Постепенно этой территорией стала интересоваться предприимчивая молодежь. В Москве и Питре уже давно стало модно организовывать на бывших, промышленных площадках -культурные центры и всевозможные арт - пространства. Наш город в этом тоже не отстает.

Сейчас «Почайна» – это центр креативных заведений Нижнего Новгорода. Чего здесь только нет: клуб аудио-визуального искусства, фотостудия, рок-бар, школа танцев, гончарная мастерская… Также здесь можно арендовать помещение, для проведения фестивалей или концертов. Когда в Нижнем проходит «Ресторанный день» ( это такой фестиваль еды), то завод «Почайна» обычно является главной площадкой этого мероприятия, здесь вкуснее всего! Так что, если хотите увидеть атмосферный Нижний Новгород – то вам сюда, в Почаинский овраг!

Что же касается Лысковского пивоваренного завода, то он как семейное предприятие братьев Ермолаевых и их наследников прекратил свое существование вскоре после октября 1917 года. Но сам Лысковский пивзавод – старейшее пивоваренное предприятие Нижегородской области и по сию пору в строю. Сейчас это - ЗАО “Пивоваренный завод ”Лысковский”.



Театральная лестница


Театральная лестница – это лестница, расположенная на Зеленском съезде в начале улицы Пискунова, и связывающая Театральную площадь и Почаину. Название лестница получила из-за соседства с одноименной площадью и Нижегородским академическим театром драмы имени Горького на ней. Театральная лестница — памятник архитектуры. Она была построена в 1945-1946 годах немецкими военнопленными вскоре после окончания Великой Отечественной войны в качестве компенсации за разрушение города бомбежками. Театральную лестницу в Нижнем Новгороде иногда называют уменьшенной копией Чкаловской, так как внешне они схожи по своей конструкции. Однако в отличие от своей знаменитой «сестры», о ней знают немногие. А все потому, что спрятана она в укромном месте на Зеленском съезде и соединяет холм с низиной.


В 2014 году лестницу отреставрировали. В ходе ремонта соорудили новые ступени, был заменён фундамент, проложены водоотводные лотки, установлены новые декоративные элементы. Рядом с объектом сделали хорошее освещение, так как это место пользуется популярностью: на откосе любят прогуливаться молодые парочки, а студенты устраивают пикники. С лестницы открывается удивительной красоты вид на Лыкову Дамбу. Если спускаться вниз по ступеням, то справа предстают живописные картины Кремля, впереди — Почайны, слева — улицы Добролюбова.


Для справки:

Нижегородский театр – один из старейших в России. Его история начинается с 1798 года, когда князь Николай Григорьевич Шаховской открыл первый в городе публичный театр, перевезя в Нижний из родового имения (села Юсупова Ардатовского уезда Нижегородской губернии) свою крепостную театральную труппу.


Готовясь к событию международного уровня – XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке, городские власти Нижнего Новгорода решили построить здание для городского театра, не имевшего специального помещения. 7 мая 1894 года город заказал проект театрального здания главному архитектору императорских театров В.В. Шредеру. И уже 15 мая 1896 года на сцене театра открылись праздничные торжества премьерой оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», где в главной партии блистал молодой Ф.И. Шаляпин. С осени 1896 года театр стал драматическим и остается таким до наших дней. Площадь вокруг театра получила название Театральной.




Почаинский овраг (Балчуг)


Почаинский овраг – один из четырех оврагов, расположенных в историческом центре Нижнего Новгорода (Монастырский, Ильинский, Ковалихинский) и описанных в плане истории города 1770 года. Почаинский овраг находится в центре верхней части города и проходит от западной части Кремля на юг. На месте Почаинского оврага протекала речка Почайна (от слова «починать» - приступать к делу, браться за что-то, положить начало). Якобы так назвал эту реку основатель города великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович. С этой рекой связано одно из местных преданий: перед кончиной мира Почайна выйдет из бегов и затопит город.


В древности Кремль и район Започаинья сообщались мостом через речку Почайну. Летом 1618 г. при нашествии польско-литовских войск королевича Владислава для сбора войск прибыл воевода Б. М. Лыков, который возобновил дерево-земляные остроги посадов и «через реку Почайну мост высок зделал». Это было смелое инженерное сооружение до 80 м высотой, поэтому в народе ее название закрепилось по фамилии создателя. В 1824 г. архитектор И. Е. Ефимов предложил возвести вместо рубленого моста арочный каменный. В 1834 г. было решено насыпать земляную дамбу и заключить реку Почайну в коллектор. Это устраняло многие проблемы жизни нижегородцев, создавало запас воды на случай пожара.


Для вод реки Почайны внутри дамбы проложили каменную трубу диаметром 1,5 м, над которой на высоте 21 м уложили полотно проезда. К 5 августа 1838 года работы были закончены со значительной экономией средств, и по дамбе открыли движение.


Почаинский овраг - самый протяженный в Нижнем Новгороде. Он простирается от пересечения улиц Ильинской и Малой Покровской, спускаясь вниз к Волге, достигает улицы Рождественской под самым Кремлем. Это и есть русло реки Почайны, заключенной в коллектор в низовье еще в 1839 году.


Речка Почайна питала созданный в овраге пруд, вода из которого подавалась в баню, использовалась для нужд населения прилегающих улиц и для тушения пожаров. Пруд был проточный. В 1895 году было принято решение о засыпке пруда, так как он угрожал устойчивости Знаменской церкви, находившейся на бровке откоса. Пруд засыпали, а для стока воды проложили деревянные трубы.

Вблизи от русла реки Почайны (по левой стороне), в первой половине XIX века существовал небольшой поселок «Почайна», полностью уничтоженный пожаром 1850 года. После этого местность длительное время оставалась незастроенной.

К 1880 году купец Ермолаев выстроил в Почайне пивоваренный завод (ныне – АО «Почайна»), для продукции которого потребовалось вырыть обширные погреба. Вырытую землю вывозить далеко было невыгодно и он попросил разрешения свалить эту землю на месте выгоревшего поселка. Эта просьба навела городскую управу на мысль обратить овраг во что-нибудь полезное. Для достижения этой цели при всех земляных работах землю стали направлять на это место. Дно оврага выровняли, для стока нечистот проложили подземную трубу и выстроили несколько деревянных корпусов, лавок и навесов, образовав в 1884 году рынок мелочной продажи – Балчуг, что в переводе с тюркского означало – влажная земля, глина, жидкая грязь. На рубеже ХIХ и ХХ веков Почаинский овраг был весьма популярным среди простых нижегородцев: здесь располагался главный городской рынок, где торговали, как бы мы сейчас это назвали, секонд-хэндом. Здесь продавалось преимущественно сырье, поношенная одежда, подержанная мебель и прочие бывшие в употреблении товары. Процветанию Балчуга способствовал и тот факт, что незадолго до его открытия сгорели корпуса торговых лавок на Софроновской (ныне Маркина) площади и торговля перешла сюда. Завсегдатаями Балчуга были представители бедных слоев, имевшие грошовые товары и такие же грошовые обороты.


Вольготная жизнь рынка продолжалась до революционных событий. Первая попытка закрыть его как «гнездо спекуляции» произошла еще в 1918 году, но сделать этого не удалось – слишком большое значение имел этот рынок для населения. Окончательно же Балчуг удалось закрыть лишь в июне 1933 году постановлением горисполкома.


Улицы Ильинскую и Большую Покровскую соединяет пешеходный мостик, перекинутый через самую глубокую часть оврага. В ясную погоду с мостика открывается удивительная панорама города: Кремль, часть построек внизу на улицах Рождественской и Почаинской, вдалеке – Волга и заливные луга. Этот вид вызывает ощущение величия расположения города на Дятловых горах, а церковь Вознесения и современные дома-свечки по краям оврага дают почувствовать перекличку архитектуры разных времен.



Храм Жен-Мироносиц, памятник Макарию Желтоводскому и Евфимию Суздальскому (Добролюбова, 13а)


Перед нами одна из самых древних церквей Нижнего Новгорода - церковь Знамения Божией Матери и Святых Жен Мироносиц середины XVII века. Это охраняемый объект культурного наследия. Храм действующий и открыт для всех желающих. Службы проходят ежедневно в 8:30 и 16:00. Для детей прихожан работает воскресная школа. После реконструкции храма в последние годы, часть проложенного трамвайного пути заменили. Новые рельсы на 200-метровом отрезке установили на специальное виброизолирующее покрытие.


Заложили её на этом месте 8 веков назад - в XIII веке. И это самая первая церковь за стенами Кремля. Конечно, она была тогда деревянной. Только в 1649 году ее возводят в камне. Это был один из первых в истории древнерусского зодчества храмов, построенный по типу «корабль». Обратите внимание: алтарь, молельный зал, трапезная и колокольня – ориентированы строго с востока на запад по одной осевой линии. Здание церкви внушительных размеров, можно только догадываться, какие эмоции она вызывала у наших предков.


Первое упоминание о Знаменско – Мироносицком храме относят к XIII веку. Это самый древний храм в Нижнем Новгороде; первый приходской храм на Верхнем посаде. Сначала он был деревянным. Много раз горел, особенно пострадал при пожаре в 1531 году. Тогда выгорел практически до основания. Через несколько лет на пепелище поставили вновь деревянный храм. И только в XVII веке, после тяжёлых смутных времен, когда жизнь в России стала налаживаться, начали строить каменные храмы. В замене деревянной церкви на каменную, согласно церковным документам, большую роль сыграли сами священники. Они не стали ждать милости от властей, а действовали как современные предприниматели.

Из церковных документов известно, что отец Симеон подписал грамоту- договор о том, что обязуется выплачивать в казну патриарха сумму вдвое большую чем раньше, за разрешение заниматься торговлей. Разрешили. Он купил прибыльную лавку, сенокосные луга за Окой. А на вырученные от продажи товаров и сена деньги не только расплачивался с патриаршей казной, но и копил средства и приобретал материалы для строительства каменного храма. Следующий священник Знаменско – Мироносицкого храма продолжил это дело, заложил фундамент и даже добился специальной грамоты - разрешения, которая дала возможность привозить из Балахны кирпич и не платить пошлину в казну.

Знаменско - Мироносицкий храм стал первым каменным храмом, построенным на Верхнем посаде (1649). И он стал первым в истории русского зодчества построенным «кораблём». Составляющие единый архитектурный ансамбль: алтарь с молельным залом, трапезная, колокольня вытянуты в один ряд с востока на запад. Выносное крыльцо всход с бочечной кровлей нижнего рундука ведет на второй этаж. Кровля нижнего храма и трапезной опираются на два столпа. Кровля верхнего храма опор не имеет. Нижний этаж стал зимним храмом и его освятили в честь иконы Богоматери «Знамение», а верхний этаж посвятили Жёнам Мироносицам и стал он летним храмом.

В XIX веке на средства нижегородского купца Переплётчикова с северной стороны к трапезной пристроили двухэтажный придел и освятили внизу в честь Петра и Павла, вверху – Евфимия Суздальского, в трапезной - Макария Желтоводского. В конце XIX века храм был расширен за счёт частных пожертвований.

После революции храм закрыли, купола разрушили. В здании расположился техникум лёгкой промышленности. Это спасло его от полного разрушения. Возвращен храм епархии в 1995 году. К началу 2007 церковь полностью воссоздана в первоначальном виде.

Дополнительно

Известно, что в приходе родились и крестились великие христианские подвижники, в 1316 году святой Евфимий Суздальский и в 1349 году святой Макарий Желтоводский.


Удивительно похожи жизнеописания этих святых. Оба родились в Нижнем Новгороде в благочестивых семьях, только с разницей в 33 года. Мирские имена их не известны. Были прихожанами Знаменско – Мироносицкой церкви. Оба в подростковом возрасте ушли в Вознесенский Печерский монастырь к преподобному Дионисию Суздальскому. Там приняли постриг и вели долгую подвижническую жизнь, за которую приобрели почет и уважение среди насельников монастыря.

Дионисий рекомендовал Евфимия суздальскому князю Борису Константиновичу, когда тот обратился с просьбой прислать ему инока для создания нового монастыря близ Суздаля и служения в нём. Так Евфимий оказался в Суздале. Основал монастырь, который назывался Спасо –Преображенский, а после канонизации Евфимия – Спасо – Евфимьевским. Евфимий был первым игуменом монастыря, был очень строг по отношению к послушникам и к себе. Жил в одно время с Сергием Радонежским, встречался с ним. Они вели совместные духовные беседы. Прожил долгую жизнь, 88 лет. Похоронен был около монастыря. Канонизирован в XVI веке.

Преподобный Макарий Желтоводский много лет провёл в отшельничестве и странствиях и в 1434 году основал знаменитый монастырь на жёлтом озере близ Нижнего Новгорода. Через пять лет обитель была разрушена казанским ханом Улу – Мухаммедом. Преподобный Макарий попал в плен. Вскоре хан отпустил его и сорок монахов, но запретил возобновлять обитель на новом месте. И основал Макарий новый монастырь на реке Унжа в костромских лесах. Там же и скончался.

По окончании смутного времени Макарьевский монастырь был восстановлен. Около него долгие годы проходила знаменитая ярмарка, благодаря которой монастырь процветал и благоденствовал. Открывалась ярмарка там и позднее в Нижнем всегда 25 июля в день памяти преподобного Макария. Преподобный Макарий как бы благословлял её.

Возле храма Жён Мироносиц в 2012 году установили памятник этим великим русским святым на средства попечительского совета церкви. Автором проекта стал Мхитар Саркисян, памятник отлит на заводе «Автокомпозит» в городе Выкса.




Домик Петра – Палаты Чатыгина (Почаинская, 27)

«Домик Петра» - палаты купца Ефима Чатыгина – яркий пример каменной жилой застройки богатого нижегородского посада. Дом двухэтажный, с двумя горницами в каждом «житье», с просторными сводчатыми подвалами, в которые с южной стороны ведёт пандус. Каждая горница перекрыта самостоятельным сомкнутым сводом.

Этот дом - одно из старейших жилых строений, сохранившихся в Нижнем Новгороде. Стоит он на высоком месте в начале Почаинского съезда, соединяющего верхнюю и нижнюю часть города. Двухэтажные белокаменные палаты купца Ефима Чатыгина с набережной смотрятся очень эффектно.

Этот дом называют домом Петра I. Согласно местному преданию (не подтвержденному документально), в этом доме Петр I останавливался дважды: первый раз — в 1695 году перед Азовским походом. Остановка была вызвана необходимостью перегрузить артиллерию с маломерных судов на большегрузные, более надёжные суда, а также пополнить запасы провианта.


Второй раз — в 1722, когда царь приезжал в Нижний Новгород для посещения могилы Кузьмы Минина.

Во второй половине XVII века возведение каменного здания стоило очень дорого. Оно обходилось примерно в 15 раз дороже деревянного. И даже с учетом того, пожары были частым явлением, строительство каменного жилья было не выгодным. Именно поэтому сохранилось так мало гражданских зданий, возведенных до начала XVIII века.


В наши дни в российских городах и поселках можно встретить не более двух десятков подобных строений. В Нижнем Новгороде таких зданий три.

Точная дата постройки домика Петра I неизвестна. Предположительно это произошло в 1680-е годы. Белокаменные палаты возвели из большемерного кирпича. Выглядели они богато, солидно и нарядно. У здания редкая особенность для древнерусских жилых домов - оно состоит из трёх ярусов помещений, перекрытых сводами. Первоначально к дому с северной стороны примыкала деревянная галерея. Окна на каждом этаже декорированы многопрофильными килевидными наличниками.

В начале XVIII века строением владели купцы Докукины. В 1840-е годы в доме находился винный склад. Одна из хозяек дома - Рахиль Шприц, открыла в здании ночлежный дом для бродяг. Известного нижегородского общественного деятеля и писателя Александра Серафимовича Гациского возмутил этот факт, и он стал добиваться выкупа исторического здания городом. Это произошло в 1888 году. За дом было уплачено 10 000 рублей, которые выделил нижегородский купец Николай Александрович Бугров.

Новым владельцем здания стала ученая архивная комиссия Нижегородской губернии. Старинный дом отреставрировали под руководством губернского инженера Николая Павловича Иванова. (Талантливый человек с трагической судьбой - рано ушел из жизни, несмотря на то, что поначалу она складывалась достаточно успешно. Иванов был женат на дочери одного из миллионеров Башкировых. По проекту Треймана, Трамбицкого и фон Гогена он построил здание Главного дома Нижегородской ярмарки, получив высокую награду за свою работу. Но спустя некоторое время застрелился, не выдержав необоснованных обвинений из-за рухнувшей стены павильона Ярмарки.).

На ремонт здания и обустройство внутренних помещений городские власти потратили 5 тысяч рублей, собранные от частных благотворителей. С западной стороны к дому пристроили крыльцо «в русском стиле», выполненное в традициях допетровской архитектуры. На нем строители разместили полихромные изразцы, снятые с древней Сергиевской церкви. Были растесаны старые окна и прорублены новые. Сделанные из резного белого камня наличники сбили и заменили на гипсовые детали. На 2 этаже сохранилась изразцовая печь XVIII века и изразцовый фриз в лестничной клетке. Однако, несмотря на все старания, внешний облик памятника архитектуры сильно исказился.

В 1895 году внутри здания открыли историческую экспозицию, которая содержала около 1,5 тыс. экспонатов, найденных во время археологических раскопок. Однако, этот музей просуществовал недолго и вскоре его перевели в Дмитриевскую башню Нижегородского кремля. А в белокаменных палатах оставили хранилище древностей и открыли бесплатную библиотеку-читальню для всех желающих.

Но вскоре читальню закрыли, и до революционных событий 1917 года в доме размещались учебные классы городского речного училища. Какое-то время,в историческом жило несколько семей нижегородцев.

В 1970-е годы здесь провели масштабную реставрацию, сохранив пристроенное в XIX веке крыльцо. Руководил работами известный в нашем городе архитектор-реставратор С.Л. Агафонов. С 1973 года в белокаменных палатах размещалось местное отделение общества охраны памятников. Позже в подвале здания реставрационный центр, а в 90-е гг.XX века – бар «Домик Петра», где в свое время выступала группа «Не нашего мира». Ее солисты позже уехали в Москву, и переименовались в группу «Ума Турман».

В 1996 году на стене здания закрепили памятный знак — бронзовую мемориальную доску в честь 300-летия Российского флота с изображением Петра. С 2019г. – здесь музей холодной войны, открытый по инициативе Военного исторического общества. В настоящий момент в здании работает "Музей холодной войны", но попасть туда крайне сложно из-за непостоянного графика работы.


Дом Чернонебова (Крутой пер., 11)

Одним из старинных уголков Старого Нижнего является переулок Крутой. В старину переулок Крутой звался Успенским по названию находящейся здесь церкви. Сейчас это целый архитектурный квартал, в котором можно знакомиться с русской историей, начиная с XVII века.

В середине XIX века, на этом месте была городская усадьба с трехэтажным каменным домом, хозяйственными постройками и садом. Усадьба принадлежала мещанину В. С. Люлину. Позже она перешла к Нижегородскому епархиальному училищному ведомству, а от него в 1895 году – к купцу Якову Степановичу Чернонёбову.

Фамилия нового владельца была весьма известной: успешный коммерсант и общественный деятель, известный промышленник. А начинал он с малого: в наследство от отца ему достался небольшой капитал, который Яков Степанович пустил в хлебное дело. В чем и преуспел. Дальше - больше. Чернонёбов занялся лесным и пароходным делом, производил торговлю нефтяными продуктами. Это, в итоге, привело к учреждению «Торгово-промышленного и пароходного Товарищества Я.С. Чернёбова» в 1907 г. и «Нижегородского нефтепромышленного общества» в 1909 г.

Как мы понимаем теперь, средства у купца были немалые, поэтому, он принимает решение перестроить усадьбу. Под надзором нижегородского гражданского инженера В. М. Лемке, на месте старого здания, появляется ныне существующий жилой дом. Всего тремя годами позже, по границе усадьбы, строится каменный Г-образный служебный корпус, на смену старым деревянным хозяйственным постройкам.

Фасады главного усадебного дома практически сохранили первоначальный облик, за исключением дворовой части. Главная особенность усадьбы – это парадное крыльцо с литыми металлическими элементами. На козырьке, если мы присмотримся, видны инициалы владельца ЯСЧ. Фасады украшены богатым лепным декором, выполненным в духе эклектики, с элементами неоклассицизма и барокко. Под окнами второго этажа в нишах изображены орнаменты в виде вьющихся растений. С южной стороны здания, есть сохранившийся балкон и терраса с оригинальными коваными ограждениями, но их нам полостью увидеть, к сожалению, не получится. Не удалось сохранить въездные ворота, которые примыкали к главному фасаду. Сохранились лишь кирпичные отштукатуренные столбы.

Я.С. Чернонёбов владел усадьбой вплоть до своей смерти. Умер он 2 декабря 1913г от купозного воспаления легких на 73-м году жизни. В последние годы жизни он отошел от дел, передав их своему зятю П. А. Рукину. Его наследницами становятся вдова и дочери, получившие крупное состояние. Теперь Анна Ивановна Чернонёбова (вдова купца) стала непосредственной владелицей усадьбы. А в 1918 году, усадьба была муниципализирована.

Когда мы подходили сюда, я говорила, что вы вряд ли угадаете, что сейчас находится в этом доме… А в этом доме сейчас расположился ДЕТСКИЙ САД №38. И что самое приятное, при приспособлении здания под детский сад была произведена незначительная перепланировка дома с сохранением интерьеров. На территории сада усадьбы теперь детская площадка.

Внутреннее убранство, конечно, поражает своей красотой! В основе планировки – сквозной продольный коридор, куда выходят помещения, расположенные по обе его стороны. В доме есть две лестницы. Одна парадная, с кованными литыми ограждениями, которой пользовались хозяева и их гости. Другая, так называемая, черная, которая вела во двор. Этой лестницей пользовалась прислуга.

На первом этаже, располагалась просторная столовая с богатым лепным потолком. К слову сказать, лепной декор потолка в доме нигде не повторяется, в каждом помещении он уникальный. На втором этаже, помимо упомянутых высоких потолков, сохранились две старые печи с изразцами. Наверху одной их них можно увидеть изображение девушки. Есть мнение, что это образ дочери купца - Евдокии.

Несколько помещений второго этажа соединены между собой по одной оси, создавая сквозную перспективу. Двери этих комнат ведут к самому большому помещению усадьбы. Сейчас здесь находится актовый зал детского сада.




Домик Каширина (Почтовый съезд, 21)


Наш город не всегда носил имя Нижний Новгород. В 1932 г. Нижний Новгород был переименован в город Горький – по имени писателя Максима Горького. Это имя является псевдонимом Алексея Максимовича Пешкова, который родился и жил в нашем городе. В 1990 г. городу вернули его историческое имя Нижний Новгород. Максим Горький - русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.


В Нижнем Новгороде три музея, посвященных Горькому – музей детства, дом-квартира и литературный музей. Познакомимся поближе с музеем детства А.М. Горького - «Домиком Каширина. В этом уголке Старого Нижнего на Почтовом съезде до сих пор сохранились атмосфера XIX века. Особенно характерно выглядит часть дома, которая выходит на дорогу. Окна и ставни украшены стариной резьбой, ручной работы.


Дом был построен в конце XVIII века. С середины XIX века он принадлежал деду писателя по линии матери – Василию Васильевичу Каширину – нижегородскому мещанину, старшине красильного цеха, гласному (депутату!) городской думы Нижнего Новгорода. В 1852 году этот дом Василий Каширин купил у своих племянников, цеховых Можаровых. Дед Каширин занимался торговлей. У него была довольно большая семья – два сына и дочь Варвара – мать Алеши Пешкова. Сыновья дрались из-за отцовского наследства и очень боялись, что что-то достанется их сестре. Дед даже боялся, что они пойдут на самое страшное – «изведут Варвару».


Жизнь семьи Пешковых была сложной. В 1871 году в Астрахани от холеры умирает Алёшин отец Максим Савватиевич Пешков. Был он столяр-краснодеревщик, сыном солдата, разжалованного из офицеров,. В последние годы работал управляющим пароходной конторой. Мать взяла сына и уехала к родителям. Алёша попадает в семью деда тогда, когда дела у Каширина еще идут неплохо. Семья живет в достатке, и дед пока всем доволен. Мать Алёши, Варвара Васильевна Каширина, вскоре вторично выходит замуж, оставив маленького Алёшу на попечение своих родителей, а в 1879 году она умирает от скоротечной формы чахотки. Дед обучал мальчика чтению по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни».


Дом, состоящий из 4-х комнат и подклети, был окружен большим двором с красильней, амбаром, каретником. В нем было очень тесно, так как проживало здесь 16 человек. Весной 1872 года после раздела наследства большая семья разъехалась. Алеша Пешков в дом больше не возвращался. Осталась только память о той «невыразимо странной и тяжелой жизни». И прожил-то здесь будущий писатель чуть больше года. Однако впечатления от этой жизни были столь сильны, что они легли в основу знаменитой повести писателя Максима Горького «Детство».


Автобиографическая повесть «Детство» признана сегодня одним из выдающихся произведений мировой литературы XX века, «вечной русской книгой», энциклопедией русского национального характера и образа жизни. Повесть переведена на 85 языков и издана более чем в ста странах мира.


В этом доме с 1 января 1938 года находится музей детства Алексея Максимовича Горького. Основателем и первым директором Домика Каширина был Фёдор Павлович Хитровский. Он знал Горького лично - они вместе работали в «Нижегородском листке». Дом и обстановку восстанавливали с 1935 года. Хитровский просил лично Горького помочь воссоздать здесь всё, как было при Кашириных. В 1936 году Горький прислал собственноручно начерченный план дома. Воссоздавали обстановку домика, как говорится, всем миром: расспрашивали знакомых и родственников, друзей и приятелей, потомки Кашириных приносили сюда предметы мебели и утварь. Перед открытием в музей пригласили Анну Кирилловну Заломову, подругу матери Горького. Заломова часто бывала у Кашириных, именно она стала прототипом главной героини романа «Мать». Анне Кирилловне в 1938 году было почти 90 лет. Она осмотрела дом и сказала: «Каширины-то словно только что вышли отсюда!». Во время реставрации под слоем штукатурки были обнаружены старые обои, а под ними - газеты того времени, когда здесь жили Каширины. Рисунок обоев восстановили и отпечатали по спецзаказу.


Были восстановлены жилые комнаты, кухня, надворные постройки – каретник, красильня. В комнатах восстановлена подлинная обстановка семьи Кашириных. Кажется, будто ни время, ни люди ничего не изменили в этом доме. И вокруг дома сейчас все выглядит так, как это было около 150 лет назад. Экспозиция музея получилась богатой, удалось собрать немало подлинных вещей, принадлежавших семье Кашириных. Остальные предметы подобраны как типичные для бытового обихода мещанской среды второй половины XIX века. Это позволило наглядно преставить жизнь и быт того времени. Особую ценность представляют предметы быта из семьи Кашириных, в том числе икона «Богоматерь Тихвинская» (XIX век) и деревянная ложка середины XIX века, а также собрание изданий повести А. М. Горького «Детство» на языках народов мира с 1914 года. Каждый предмет в музее связан с определенным событием из жизни маленького Алеши, описанной А.М.Горьким в повести «Детство». Даже во время войны 1941 – 1945 г.г. это был единственный музей в городе, который продолжал свою работу. И после войны интерес к музею не угасал. Невозможно сосчитать, сколько народу за время своего существования встретил этот маленький деревянный домик. По приблизительным подсчетам, более 10 миллионов!


В марте 2018 года широко отмечался 150-летний юбилей А. М. Горького. В музее за счет средств областного бюджета были проведены ремонтно-реставрационные работы. Помимо этого, в помещении флигеля открылся детский музейный центр, в котором проходят мастер-классы, видеоуроки, выставки творческих работ. Музей пользуется популярностью у иностранцев – за границей о Горьком тоже слышали.




Улица Сергиевская – это тихая улица в историческом центре Нижнего Новгорода. Когда то Сергиевская улица начиналась у Плотничного переулка, проходила через Ильинскую улицу, и извилисто тянулась к одноименному Сергиевскому монастырю. Сегодня на его месте стоит величественная церковь Сергия Радонежского. Сама монастырская местность с XVII века носила название Петушково. Улица Сергиевская входила в древнюю Започаинскую часть Нижнего Новгорода. Современное прямое очертание улица получила в конце 19 века. Для этой цели потребовались значительные затраты казны, поскольку пришлось выкупить участки земли у знатных семейств, которые владели этой землей. Только в 1881 году улица Сергиевская приобрела современные очертания и вышла к откосу Похвалинского съезда. В 1923 году Сергиевская была переименована в улицу Рабфака, затем – в честь председателя Петроградской ЧК Моисея Соломоновича Урицкого. В 1991 году ей возвратили первоначальное название.

Сегодня это тихая и уютная улица в историческом центре города – здесь можно увидеть, как жили обычные нижегородцы со средним доходом.




Усадьба Переплетчикова-Власова (Сергиевская, 14)


В начале 19 века на улице Сергиевской известный в городе купец П.Т. Переплетчиков строит двухэтажный каменный дом. Проект фасада и планов дома выполнил, вероятно, нижегородский губернский архитектор И.И. Межецкий. После смерти П.Т. Переплетчикова дом на ул. Сергиевской переходит по наследству к его сыновьям – купцам. Описаний дома того времени не сохранилось, но, судя по этим документам, это был самый дорогой и большой дом в районе Сергиевской церкви.


Известно, что во время войны с Наполеоном в 1812 года в этом доме купца Переплетчикова квартировал Алексей Михайлович Пушкин, троюродный брат известного поэта Александра Сергеевича Пушкина. Предполагается, что он был в числе сопровождавших эвакуированную из Москвы в Нижний Новгород коллекцию Оружейной палаты. Эвакуацией руководил стасткий советник Иван Петрович Поливанов.


Справка

Алексей Михайлович Пушкин — генерал-майор и камергер, писатель, переводчик Мольера, актёр-любитель из рода Пушкиных. Он не был единственным представителем рода Пушкиных, которые переехали в Нижний Новгород при приближении к Москве войск Наполеона. Здесь проживал также Василий Львович Пушкин - русский поэт, дядя Александра Сергеевича Пушкина, его первый литературный наставник. Он оставил службу и занимался литературной деятельностью, много публиковался. Не всем беженцам из Москвы удалось устроиться в Нижнем Новгороде в удобных каменных домах. Василий Львович перезимовал в перенаселённом городе, сняв избу на окраине. Но он не унывал. Современники вспоминали, что в декабре 1812 года Василий Львович, забыв утрату книг, стихов и белья, забыв о Наполеоне, отпускал каламбуры, достойные лучших довоеннных времён. Далее он переехал в Болдино, в котором провёл всё лето и осень 1813 года. Василий Иванович Пушкин написал патриотическое послание «К жителям Нижнего Новгорода», которое пользовалось известностью. Впервые оно было опубликовано на страницах «Сына Отечества» в 1813 году.




Храм Сергия Радонежского (Сергиевская, 25а)


В Нижнем Новгороде на улице Сергиевской стоит церковь с одноименным названием. За свою долгую жизнь она несколько раз принимала новый облик, а теперь изменилась почти до неузнаваемости.


Был когда-то в Нижнем Новгороде район, называемый горожанами Започаинским, или просто Петушками. Находился он на Дятловых горах у места слияния Оки с Волгой. До начала XVIII столетия здесь располагался Сергиевский мужской монастырь. Небольшой монастырский комплекс на посаде был основан нижегородцами в глубокой древности. Скорее всего, это произошло еще в XIV столетии, после того, как в Нижнем Новгороде побывал знаменитый православный подвижник Сергий Радонежский. В стенах церкви хранились ценнейшие иконы, книги и ризы священников. В начале 18 века в результате опустошительного пожара в Нижнем Новгороде Сергиевская церковь сгорела вместе со многими другими строениями. К счастью, нашелся человек, взявшийся за возведение нового храма на том же месте. Рядом со сгоревшей обителью в каменных палатах жил купец Афанасий Фирсович Олисов. На следующий год купец на свои средства полностью отстроил каменную церковь.


После отстройки Сергиевский храм получил статус приходского собора, в который на службы стали приходить люди со всей близлежащей округи. Однако и этой новенькой церкви недолго пришлось радовать прихожан своей первозданной красотой. Через несколько лет храм снова оказался в зоне опустошительного пожара, охватившего весь Нижний Новгород, и сгорел дотла. И вновь нашлись желающие оказать помощь в восстановлении храма. Так храм восстанавливался не один раз.


Возведение нынешнего храма началось в 1865 году по проекту архитектора Николая Фельдмана. Проект был лично утверждён императором Александром II. Храм строился на добровольные пожертвования прихожан. Строительство величественного византийского стиля каменного храма с 4-х ярусной колокольней было завершено через 4 года. Главный престол был освящен в честь нерукотворного образа Спасителя. В начале 20 века храм был расписан. За образец мастерами были взяты работы русских художников Васнецова и Нестерова.


В годы советской власти в храме располагался Союз художников.

В 2003 году церковь была передана Нижегородской епархии. В настоящее время храм реконструирован и восстановлен и является заметным историко-архитектурным памятником Нижнего Новгорода середины XIX века. В октябре 2006 года была полностью оборудована колокольня, на ней были установлены 12 колоколов, самый большой из которых весит 4 тонны. Он был подарен главой «Росатома» Сергеем Кириенко и генеральным директором концерна «Росэнергоатом» Сергеем Обозовым.


4 ноября 2006 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий торжественно освятил храм в честь Преподобного Сергия Радонежского. После освящения в храме была совершена первая Божественная литургия, на которой присутствовал первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев.

С декабря 2006 года при храме действует православный центр глухонемых, а по воскресениям совершается литургия с сурдопереводом. При создании центра учитывался опыт работы Симонова монастыря, где работа с глухими и слабослышащими к тому времени велась уже несколько лет.

В храме располагается икона с частицей мощей святого преподобного Сергия Радонежского, выполненная монахами мастерской Троице-Сергиевой Лавры в 2006 году.




Палаты Пушникова (Гоголя, 52)


Памятник градостроительства и архитектуры в историческом районе Започаинье (Ильинская слобода), объект культурного наследия Российской Федерации. Одноэтажный корпус построен в 1697—1699 годах, двухэтажный — в 1701—1710 годах. Палаты являются единственными сохранившимися промышленными зданиями города, памятником кожевенной мануфактуры Пушниковых XVII века.

Точная дата строительства дома и его первоначальный владелец неизвестны. Их принадлежность Пушниковым документально подтверждается не ранее 1780-х годов.


В конце XVII в. три брата – Иван, Митрофан и Яков Пушниковы владели

кожевенным мануфактурным производством. Свою фамилию-прозвище получили от рода занятий. Пушниковы торговали пушниной, шкурами.


В 1691 году деревянный завод Пушниковых выгорел дважды, после чего промышленники решили развернуть строительство каменного завода в Сергиевском приходе за Почайной


Найденное «Дело по челобитью нижегородского посадского человека Митрофана Пушникова о бытии ему в прежнем тягле, без прибавки, по причине пожарного разорения», датировано мартом 1697 года. Митрофан сообщал в челобитной на имя царя, что их «кожевенный двор со всякими припасы и с юфтяным товаром згорел и убытку нам в том учинилось с 600 рублей с лишком», и в связи с этим просил не увеличивать с них государева тягла.


Петр I прошение утвердил. 16 марта 1697 г. нижегородским воеводам было предписано: «…Буде над Митрофаном Пушниковым такое пожарное разорение было, не велеть на нем, Мироне з братьями, никакова тягла прибавлять».

В 1697 г. умер Иван, а Митрофан с крупной партией товаров (ларцов-подголовников, ружейных немецких и русских замков, медью в брусках) отбыл в Москву.


Яков поднимал кожевенный завод в одиночку. Льготные условия позволили ему быстро восстановить старый каменный корпус со сводчатыми подвалами, пристроить к нему с угла двухэтажное каменное здание и срубить рядом несколько деревянных производственных помещений.


Уже к началу 1699 г. Яков отправил из города по торгам страны в 3 партиях 8 982 выделанных кожи (значительный объем с учетом того, что технология их обработки по времени занимала около полугода).


В 1701 году архимандрит Ростовского Борисоглебского монастыря доверил ему свое имущество и денежные сбережения. Полученные деньги Яков вложил в торговлю солью и кожевенное дело. Вспомним, что в начале XVIII века Россия постоянно воевала. 21 год шла Северная война со Швецией. В 1722 году состоялся Персидский поход. Армии нужны были изделия из кожи. И Кожевенное производство Пушниковых выполняло, как бы сейчас сказали, госзаказ.

В конце XVII века, Яков – уже городской таможенный голова, к визиту Петра I–нижегородский бургомистр. Когда император Петр I прибыл в Нижний Новгород в 1722г., именно Яков Пушников встречал его хлебом-солью.


Историк Сергей Михайлович Соловьев писал: «От архиерея император и императрица поехали в дом Строганова, где обедали с прочими господами, после обеда отправились к купцу Пушникову, дом которого стоял на площади против кремля, а оттуда Петр переехал на свою галеру в 2 часа ночи…»


На чем погорел Яков Пушников? Прельстившись налоговыми льготами, обещанными фабрикантам в 1734 году (тогда правила уже Анна Иоанновна), Яков Пушников подает прошение в Коммерц-коллегию и получает разрешение на организацию суконной и ленточной фабрики.

Через 2 года проведенная проверка показала, что никакой фабрики нет. Купца вызвали в Москву, но по дороге он скончался. Расследование прекратили за отсутствием ответчика.


Судьба дома оказалась более счастливой, чем судьба самого Якова Пушникова.

Палаты Пушникова - каменный дом, который состоит из двух домов, одноэтажного и двухэтажного, построенных в разное время - в конце XVII, начале XVIII века. Деревянное крыльцо с улицы вело на второй этаж. Своды парадных комнат были украшены лепниной, печи – изразцами.


Он находился на улице, которую когда-то называли Телячьей (современная - Гоголя). Это была окраина города, и здесь паслось городское стадо и сюда гнали скот на убой для последующей выделки кож. Как вам известно, кожевенное производство и трудоемкое, и сопровождается очень специфическим запахом. Скорее всего, Пушниковы не жили здесь, они здесь работали. Рядом в деревянных строениях находилась их кожевенная мануфактура. А купцы предпочитали селиться на Ильинской улице.


После наследников Пушниковых, дом принадлежал купцу Курочкину, который в середине XIX века пожертвовал его под жилье причта Сергиевской церкви (показать на церковь с ул. Гоголя).


В начале века, в 1909 году улица Телячья была переименована в улицу Гоголя, в честь 100-летнего юбилея писателя.


И в доме 52 на Гоголя даже при Советской власти до 30-ых годов в Палатах Пушниковых жили священники, поэтому палаты называли «поповским домом», что после 38-го года (разгона священников, и разорения Сергиевской церкви) не соответствовало статусу жильцов дома, там была обычная «коммуналка».

К 60-ым годам палаты сильно обветшали и их решено было взорвать. Однако от взрыва дом не разрушился, а лишь по стене пошла трещина. Не сумели взорвать, стали реставрировать. По иронии судьбы долгие годы здесь находилась организация «ВзрывПром» и «ВолгоВяттара». На средства этих компаний и были проведены реставрационные работы.


С 1973 до 2005 года здание занимала Инспекция газового надзора, затем Общественная приёмная представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и Фонд содействия развитию институтов гражданского общества в ПФО. Сейчас палаты Пушникова пустуют.



Школа Ломоносова - городское училище им. Ломоносова (Гоголя, 62)

8 ноября (21 ноября по старому стилю) 1911 г. Россия торжественно отмечала 200-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. Михайло Васильевич Ломоносов – величайший русский ученый физик, химик. Он основал Московский университет, стал основоположником современного русского литературного языка.


8 сентября 1912года в Нижнем Новгороде в честь этой даты состоялось открытие нового учебного заведения. В память о Михаиле Ломоносове, над входом был установлен скульптурный бюст великого ученого. В здании разместились сразу два городских училища - Рождественское и имени Михаила Васильевича Ломоносова.

В этот же день был проведен молебен и освящение здания, на открытии присутствовала вся городская управа.


Здание включено в список объектов культурного наследия, построено архитектором Н.И. Вешняковым, своим обликом оно напоминает готические замки. Стены здания из красного кирпича с деталями выделенными серой штукатуркой. Интересны окна разных форм и пропорций. С двух сторон здание украшают башни, высокие скатные крыши, которые придают зданию строгость и даже суровость.


Об открытии писала газета «Волгарь»: « Здание каменное, с просторными классными помещениями, двумя залами и паркетным полом. … Из помещения открывается прекрасный вид на Оку и Волгу. Классные комнаты изобилуют воздухом и светом »


За 1912 – 1913 учебный год в Рождественском училище обучилось 133 мальчика в Ломоносовском - 137 мальчиков и 38 девочек, т.е. обучались совместно мальчики и девочки, что для того времени было новшеством. Другим нововведением становится прием в учебное заведение детей всех сословий на бесплатной основе. И хотя плата за отдельное обучение подразумевалась, однако на практике так и не была введена. Начальное училище имени М.В. Ломоносова просуществовало до 1915 года. В 1914 году началась Первая мировая война и в здании открылся военный госпиталь.

Однако с 1918 г. в здании вновь размещаются учебные заведения разместилась 2-х годичная трудовая школа, а 1920 открывается начальная школа.

Вплоть до начала перестройки в здании, получившем статус памятника архитектуры (как образец рационального модерна), располагалась начальная школа №38, некоторое время оно пустовало, и только в 1992 году на его фасаде вновь появилось имя Ломоносова, здесь стала размещаться первая в Нижнем Новгороде частная школа - негосударственное образовательное учреждение для детей весьма состоятельных родителей. Несмотря на это, руководство школы старалось следовать первоначально выбранной концепции - содействовать развитию творческих способностей, в основном гуманитарно-художественных, и имя Ломоносова, взятое, так сказать, по наследству, некоторым образом соответствовало имиджу.

В 2014 году рейтинговое агентство составило список самых дорогих школ России, Нижний Новгород был на четвертом месте (после Москвы, СПб и Самары), а в качестве примера была приведена как раз Ломоносовская школа.



Набережная Федоровского, Мост над Почтовым съездом


Благоустроенной набережной здесь не было до памятного посещения Николаем I Нижнего Новгорода в 1834 году. Тогда император, разгневанный варварским отношением к городу жителей и чиновников, лично составил 88 пунктов переустройства города. В одном из них значилось устройство в Нижнем городских съездов и набережных.


По проекту архитекторов И. Е. Ефимова и П. Д. Готмана на месте, о котором идет речь, была разбита верхняя набережная Оки, или Верхне-Окская, как ее называют в некоторых источниках. А вот как в середине XIX века описывал это место краевед Н. Храмцовский: “Вправо от Ильинской церкви начинается Успенская набережная, которую предположено по новому плану протянуть посредством мостов, устроенных на арках, через овраги Успенский и Сергиевский на Гремячью гору, или до Похвалинского съезда”.


Но это так и не было выполнено. Только в 60-е годы прошлого века здесь начали строить гостиницу, мост через овраг, жилые дома. Среди них оказались те самые высотки, возведение которых признано сегодня градостроительной ошибкой из-за того, что они искажают вид города со стороны реки. Единственный дом советского периода, который может быть интересен с архитектурной точки зрения – радиусный дом архитектора Бастырева по адресу наб.Федоровского,2. Таких домов в Нижнем Новгороде всего 2, еще один дом построен на Автозаводе.


В 2008 году набережную облагородили, проложили дорожки, построили террасы, лестницы, по которым можно спуститься на улицу Рождественскую, после этого набережная Федоровского фактически стала визитной карточкой города благодаря наиболее живописным видам на нижегородскую стрелку и панораму города.


Сама набережная получила имя доктора геолого-минералогических наук Николая Михайловича Федоровского. Федоровский, Николай Михайлович (1886—1956) принадлежал к поколению русских ученых, выросших в конце ХIХ — начале ХХ веков и получивших образование накануне революции.

Как и многие молодые интеллектуалы России того времени, Федоровский активно симпатизировал революционерам. Участвовал в революции 1905-1907 гг.: в Декабрьском вооруженном восстании в Москве, в подготовке восстания солдат и матросов в Свеаборге, партийная кличка «Степан Финляндский». С 1908 по 1911 г. учился на физико-математическом факультете Московского университета. В 1911 г. исключен из него за революционную деятельность. Летом решил подработать и поехал с товарищем на Урал собирать образцы минералов. Там познакомился с В.И.Вернадским, который пригласил Федоровского принять участие в работе Радиевой экспедиции. Узнав об исключении Федоровского из Московского университета, Вернадский обещал похлопотать за него. После окончания университета в 1915 г. переехал в Нижний Новгород, где работал лаборантом на кафедре минералогии и рудных месторождений эвакуированного из Варшавы политехнического института.


В марте 1918-го Нижегородский губисполком при непосредственном участии Н.М.Федоровского, подготовившего проект декрета, рассмотрел вопрос об организации Нижегородского университета на базе политехнического института. С апреля 1918 года Федоровский стал работать председателем Горного совета (затем Горного отдела). Н. М. Федоровский заложил основы Государственного кадастра месторождений CCCP; под его руководством был разработан Горный Устав — основа советского законодательства o недрах.


Николай Михайлович Федоровский - один из основателей Московской горной академии, где возглавлял кафедру минералогии (1918-1923), организатор и директор (1923-1937) Всесоюзного научно-исследовательского института минерального сырья (ВИМС), который сейчас носит его имя. Велика заслуга Н.М. Федоровского и в создании промышленности неметаллических ископаемых, что освободило страну от необходимости закупать минеральное сырье за границей. Федоровский был создателем и главным редактором журнала «Минеральное сырье» (1926-1938), пользовавшегося широкой известностью в нашей стране и за рубежом. Большую работу провел при издании Большой советской энциклопедии и Технической энциклопедии. На его увлекательных научно-популярных книгах воспитывались первые поколения советских геологоразведчиков и строителей горной промышленности.


В 1929 году по заданию правительства Николай Михайлович подбирал образцы мрамора для мавзолея В.И.Ленина.


25 октября 1937 года Николай Михайлович по клеветническому вздорному обвинению в шпионаже в пользу фашистской Германии был арестован, осужден на 15 лет и этапирован в Воркутлаг. 29 апреля 1938 года Федоровский общим собранием был исключен из Академии Наук СССР. Начались его пятнадцатилетние скитания по этапам и «островам» «архипелага ГУЛАГ».


В годы Великой Отечественной войны Федоровского всё-таки решили использовать по специальности. С 1942 по 1945 год он работает в Москве. Но в декабре 1945 года Николая Михайловича привезли в Норильск. Вначале он преподавал геологические дисциплины в техникуме, в 1949 всех преподавателей из числа заключенных убрали и перевели в зоны лаготделений на общие работы. Ему было в то время 63 года.


24 апреля 1954 года Николай Михайлович Федоровский был реабилитирован, а 2 февраля 1955 года - решением Общего собрания АН СССР восстановлен в звании члена-корреспондента АН СССР.


Когда до Федоровского дошло известие о реабилитации, он получил инсульт, в тяжелом состоянии, потерявший речь, был привезен дочерью, Еленой Николаевной, в Москву, но так и не оправился после болезни. Николай Михайлович Федоровский умер 27 августа 1956 года и похоронен на Донском кладбище.


Именем Н. М. Федоровского назван минерал - федоровскит, открытый в 1977 году, набережная в Нижнем Новгороде и улица в Талнахе - городе-спутнике Норильска. Внучка НМ, стала геологом, как и дед, и работает в основанном дедом ВИМСе.


Набережную в Нижнем Новгороде, названную его именем, украшают пешеходные мосты над оврагами. Мост над Почтовым съездом был построен в 60-е годы в период застройки это района, максимальная высота до поверхности под ним 33 метра. По дну этого оврага проходит Почтовый съезд, по которому в былые времена доставляли почту в верхнюю часть города. Сейчас его облюбовали экстремалы, тут оборудована фактически постоянная площадка для банджи-джампинга. Также это излюбленное место для свадебных церемоний и фото, свидетельством чему многочисленные замочки на ограждении. Всероссийскую киноизвестность мост приобрел в постсоветские времена после фильма Алексея Балабанова «Жмурки», именно на этом мосту встречаются герои Виктора Сухорукова и Сергея Маковецкого.


Что же касается Почтового съезда, то его в XVIII и в XIX веке пытались облагородить, подрезать склоны, по дну проложить транспортный спуск, построить каменный мост через овраги даже оформить выход на Рождественскую улицу триумфальной аркой с колонными портиками. Но эти проекты не были реализованы и в 40-х годах XIX века съезд лишь замостили булыжником.

Самым известным жителем съезда, несомненно, можно назвать Алёшу Пешкова — будущего писателя Максима Горького. В дом на самой вершине съезда, принадлежавший Василию Васильевичу и Акулине Ивановне Кашириным – дедушке и бабушке писателя, трехлетний Алёша Пешков был привезён из Астрахани.




Успенская церковь (Крутой пер., 3)


Церковь входит в состав Центрального Архиерейского подворья наряду с Вознесенским и Сергиевским храмами. Является единственным в истории каменного зодчества храмовым зданием XVII века с покрытием главного объема в виде «крещатой бочки в четыре лица». Объект культурного наследия федерального значения.


На месте каменного Успенского храма ранее находился монастырь, упоминаемый в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского в 1606 году. В монастыре была деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, но в сотной грамоте 1621 года церковь упоминается как приходская.


Каменный Успенский храм был построен купцом Афанасием Фирсовичем Олисовым. Строительство было завершено в 1672 году

В 1715 году церковь пострадала от пожара и была восстановлена.


В 1934 году храм был предан поруганию, трапезная и колокольня были уничтожены. Священника расстреляли. Его звали Иоанн Лазарев, он причислен к лику святых новомучеников. В советское время в храме были мастерские художников и скульпторов, учебные помещения и мастерские Профтехшколы швейников.


Первоначальный вид основной части Успенской церкви был восстановлен при реставрационных работах 1965—1967 годов (по другим данным - 1968-1970), хотя проект Святослава Агафонова предусматривал также реконструкцию трапезной и колокольни. Впрочем, Агафонову не дали завершить работу, а вскоре выстроили 14-этажный дом, закрывший древний храм от вида с реки. Остатки колокольни и трапезной разобраны, осталась лишь часть пристроя. Реставрация церкви начата вновь в 1992 году. Сначала работы велись только на основном четверике. Сложность их заключалась в том, что была необходима замена части фундамента, поскольку старинные блоки из известняка разрушались под воздействием сырости. Буквально вручную они были изъяты и заменены на новые. Затем были восстановлены трапезная и колокольня. Новая роспись максимально приближена к старым образцам, известным по фотографиям М. Дмитриева, равно как и убор иконостаса.


В 2003 году совершён чин великого освящения Престола. Церковь отреставрирована в 2004 году в рамках проекта «Ильинская слобода», став первым воссозданным храмом в этом проекте. Были восстановлены трапезная и колокольня.


15 марта 2004 года бригадой иконописцев под руководством Анциферова Алексея Владимировича начались работы по росписи храма, а также реставрации алтаря и выполнению иконостаса. 12 июня были освящены колокола и кресты, масса самого большого колокола — 1600 кг. 28 июля церковь включена в состав архиерейского подворья.


14 октября 2011 года состоялось освящение четырёх мозаичных икон Спаса Нерукотворного, святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, преподобного Сергия Радонежского и Архистратига Михаила. Иконы изготовлены в иконописной мастерской «Ковчег». Работа над каждым образом заняла около двух месяцев; все четыре образа были размещены на внешней стороне стены Успенской церкви.


Палаты Олисова (Крутой пер., 7)

Род Олисовых берёт начало в XVI веке: Жданко Олисов был земским дьяком и в 1572 году составлял кабальные записи на жителей Нижнего Новгорода. В 1666 году Афанасий Олисов, потомок дьяка, занял должность нижегородского таможенного главы, спустя два года стал крупным поставщиком хлеба в Москву.


В 1672 году Олисов прибыл в Астрахань, где заведовал царскими соляными и рыбными промыслами. Доказательством успешности службы служило то, что он пробыл на должности четыре года, вместо положенного в то время одного года. Царь Алексей Михайлович всецело доверял свои понизовые промыслы нижегородцу, исправно поставлявшему соль, рыбу, икру и вязигу в требуемом количестве в кремлёвский Житный двор.


В ночь с 29 на 30 января 1676 года Алексей Михайлович умирает. 16 июня на престол вступил его сын Фёдор III Алексеевич. В ходе придворных интриг, Олисов был отстранён от службы в Астрахани и вызван для личного ответа перед молодым царём в Москву. Подготовившись к отъезду, Олисов собрал крупные наличные ценности для подкупа столичных приказных.


По пути в Москву Олисов делает остановку в Нижнем Новгороде. Город в то время переживал пору массового разорения посадского населения из-за непомерных государственных поборов. Олисова «всем миром» упросили назваться земским старостой и донести до царя, в каком бедственном положении пребывают нижегородцы. В Москву Олисов отправился как полноправный представитель всего города. Ему удалось подкупить личного советника царя, думного дьяка Дементия Башмачникова и государева казначея Ивана Камынина, которые расположили царя к нижегородцу. Встреча с царём прошла чрезвычайно успешно: Олисов получил высшее купеческое звание, вновь стал управляющим астраханско-яицкими промыслами, а с Нижнего Новгорода были сняты все долги перед казной. А. Ф. Олисова публично провозгласили «отцом радетелем» города.


Во время описанных событий лета 1676 года возле Успенской церкви на Ильинской горе, возведённой в 1672 году на средства Олисова, были выстроены каменные палаты, отвечавшие возросшему статусу купца. Строительство возглавлял сын Олисова, названный родителями также Афанасием.


В списках объектов культурного наследия за 1915 год отмечалось, что палаты принадлежали некоему господину Левину, однако позже выяснилось, что это ошибочное утверждение, поскольку по более точным данным 1918 года накануне национализации дом принадлежал И. Х. Левиной. В 1976 году сотрудники научно-исследовательского предприятия «Этнос» в ходе разработки проекта реставрации задавались вопросом, правомерно ли считать Афанасия Фирсовича Олисова владельцем палат. В поддержку данной версии высказались архитектор-реставратор С. Л. Агафонов и краевед Н. Филатов. В 1999 году в очерке «Каждый род знаменит и славен» Филатов впервые указывал имена каменщиков, возводивших палаты — Андрей и Михаил Григорьевы, однако ссылок на архивные документы, подтверждающие эту информацию, нет.


В настоящий период палаты имеют два этажа, но изначально над каменной частью был надрублен как минимум ещё один бревенчатый этаж, так как считалось, что жить в толстостенных кирпичных зданиях вредно для здоровья. Исторических данных о деревянной части палат не сохранилось, поэтому во время реставрации её не восстанавливали. Предположительно, здание имело высокую бочкообразную или четырёхскатную кровлю «колпаком», под которой находились жилые горницы женской половины дома. На коньках кровли находились прорезные гребни. Печные трубы оформлялись в виде причудливых «теремков». Фасад украшали тонкие изразцы.


Первый этаж палат был служебным. В нём располагались кладовые, кухни и приказничья горенка, вследствие чего он имел немного небольших оконных проёмов, закрывавшихся на ночь коваными ставнями. Лишь одна угловая горница первого этажа имела два убранных в килевидные наличники окна. Все окна жилого второго этажа украшали килевидные наличники из специальных фигурных кирпичико.


С площади Успенской церкви на второй этаж поднимался парадный всход. Планировка здания была продуманна и рациональна: по сторонам вытянутого, идущего от входа сводчатого коридора слева располагались две жилые горницы, справа — просторные сени и изолированная от других комната. Сени в торце заканчивались выходом в гульбище — деревянную площадку на столбах с кровлей. К сеням был пристроен тёплый «отход» (туалет), а возле входа устроена внутристенная каменная лестница в бревенчатую часть палат.

Сейчас палаты Олисова – объект культурного наследия, и одни из 3 каменных палат VII века, сохранившихся у нас в городе. Та располагается православный клуб для слабослышащих.


Кулибинский монумент

В Крутом переулке между палатами Олисова и Успенской церковью находится монумент, посвященный Ивану Петровичу Кулибину, нашему земляку-нижегородцу, известному в России механику-самоучке. Когда-то примерно на этом месте стояла усадьба, которую выстроил его отец Петр Кулибин, но до наших дней она не сохранилась.

Иван Петрович Кулибин (1735 – 1818) в детстве не получил школьного образования, отец отдал его на обучение дьячку, который и научил его счёту и письму. А с 10 до 15 лет уже обучался торговому делу, стоя за прилавком. Но его больше интересовала механика, часы и мельницы, что было особенно передовым в мануфактурный период.


В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. Он был очень талантлив с детства, и на него обратил обратил внимание знакомый его отца, купец-старообрядец Костромин. Он дал Кулибину деньги на изготовление необыкновенных часов, чтобы преподнести их императрице Екатерине II. Мастер занимался их созданием 4 года, 2 из которых ушли на изготовление инструментов. Наконец 1 апреля 1769 года Кулибин и Костромин предстали перед Екатериной II с чудо-часами. В их корпусе помимо собственного часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками.


Часы имели форму яйца, в котором каждый час открывались маленькие двери. За ними виднелся Гроб Господень, по сторонам Гроба стояли с копьями два стража. Ангел отваливал камень от Гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы; куранты играли три раза молитву "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" и двери затворялись. С пяти вечера до восьми утра играл уже другой стих: "Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость". Часовой механизм состоял из более чем 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей, при этом часы были размером всего лишь с утиное или гусиное яйцо.


Эти часы были подарены императрице Екатерине, которая наградила Костромина 1000р. серебром и именной серебряной кружкой, а Кулибина назначила заведующим механической мастерской Петербургской академии наук в 1769г. Так начался самый яркий период в жизни Ивана Петровича Кулибина. В Петербурге он руководил изготовлением станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.


Его многочисленные изобретения и сегодня вызывают восхищение. Прожектор, лифт, самобеглая коляска, подъемное кресло, протез ноги, мост через Неву и многое другое. Хотя часы оставались самой большой страстью «главного механикуса отечества». Как сказал великий математик Эйлер Ивану Кулибину: «Теперь Вам остается построить нам лестницу на небо». На монументе в Крутом переулке перечислены основные его изобретения.

Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, в своём длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой, Кулибин казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.

Кулибин был трижды женат, третий раз женился уже в 68 лет. Третья жена родила ему трех дочерей. Всего у него было 12 детей. Всем своим сыновьям он дал образование.

В 1801 г. он возвращается в Н.Новгород и живет здесь до самой смерти, однако даже в преклонном возрасте продолжает интересоваться техническими новинками.

Иван Петрович Кулибин умер в 1818 году и похоронен в Н.Новгороде. Широкую известность он получил после публикации П. Свиньиным в 1819 году книги «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения». В наши дни фамилия Кулибина стала в русском языке нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своём ремесле. Бывшее Петропавловское кладбище в Нижнем Новгороде, где сохранился его надгробный памятник, с 1940 года называется парком имени Кулибина.

Просмотров: 51
СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Адрес офиса:

Н.Новгород, ул. Б. Печерская,​​ 31/9, оф. 2105

Адрес учебной аудитории:

Н.Новгород, УРИО, ул. Сергиевская,​​ 10/42, каб. 305

Телефон: +7 (987) 55-33-33-4

kultprosvet.nn@gmail.com

  • Black Vkontakte Icon
  • Black Facebook Icon